В феврале глава министерства энергетики, ЖКК и городской среды Александр Черепан сообщил о создании региональной управляющей компании. Она заберет все неликвидные и сиротские дома в районах и городах, в том числе областной столице. При этом ведомство со своей УК намерено составить конкуренцию частникам. Коммерческие компании считают, что переживать им не о чем — в регионе нет кадров и денег, чтобы тягаться с бизнесом. Однако часть экспертов полагают, что соперничество возможно, но не на первых порах.
Александр Черепан на отчете перед депутатами ЗСО заявил, что ведомство намерено сделать региональную управляющую компанию не просто спасательным кругом для проблемных домов, но вполне конкурентоспособной на рынке организацией. «Если вдруг кто-то придет и скажет, что может предложить цену за обслуживание квадратного метра ниже, чем частные компании, что тогда они будут делать?» — намекнул министр.
На амбиции государственной УК указывает и усилившаяся борьба с провинившимися частниками. За прошлый год региональное Агентство жилнадзора лишило лицензий 15 управляющих компаний, за два месяца нынешнего года — уже шесть. На очереди еще девять.
Месяц назад министр рассказывал 73online.ru о ходе создания региональной УК. Вносятся изменения в устав уже существующего ООО, необходимо пройти лицензирование на управление жилищным фондом. Бюджет и штат пока не определили. Предположительно, юрлицом, на базе которого создадут УК, станет ООО «Региональная жилищная компания», учрежденная в 2015 году «Ульяновской областной корпорацией ипотеки и строительства» и руководимая опытным в сфере управления домами Сергеем Стрельниковым.
Глава «коммунального» комитета в Заксобрании Андрей Седов считает, что областная компания вполне может быть конкурентоспособной, если будет на начальном этапе хорошо финансироваться из бюджета.
— На проблемных домах она не разжиреет, но если ее хорошо финансировать, будет исправно работать и к ней пойдут многоэтажные дома. Тогда частным управляющим компаниям точно стоит призадуматься. Все ведь решается общим собранием жильцов: если они захотят уйти, то сделают это, — пояснил свою позицию Седов.
Владельцы частных управляющих компаний утверждают, что опасаться за побег жилого фонда нужно только УК с очень плохой коммуникацией с жителями.
— Если руководство частной УК регулярно держит связь со старшими по домам, находится с ними в хороших отношениях, поддерживает сильных и лояльных людей на этих постах, то они убедят весь дом встать на сторону именно этой компании. Не нужны даже все жильцы, только актив, который участвует в собраниях. Во-вторых, кто сейчас купится на низкие тарифы? Люди не настолько глупы, чтобы полагать, что за копейки их дом будут обслуживать лучше, — как один утверждают участники рынка, пожелавшие остаться анонимными.
В основном эксперты отрасли скептически относятся к возможностям региональной управляющей копании конкурировать с частными и отмечают, что дело не в тарифах, а в объемах жилого фонда. Размер кровли у двухэтажки и высотки могут быть одинаковыми, а вот затраты относительно собираемости будут разными. Депутат ульяновской Гордумы, бенефициар одной из крупнейших ульяновских управляющих компаний «Жилстройсервис» Геннадий Бударин считает, что в целом создание казенной организации — идея утопическая. Чтобы влезть в рынок частников, денег нет ни у муниципалитета, ни у региона.
— Не лучше ли предоставлять льготные кредиты частным и добросовестным управляющим компаниям, поддерживать их? Вместо этого снова попытки произвести дележку фонда. Конечно, нужно создавать управляющую компанию для обслуживания проблемного жилья, небольшими порциями точечно вкладывать деньги, но часть домов нужно сносить и расселять людей. В наше время вкладываться в ветхое жилье — преступление с точки зрения экономики, — сказал Бударин.
Одной из главных проблем специалисты называют дефицит кадров — хороших коммунальных работников очень трудно найти, и частники борются за каждого специалиста, переманивая их зарплатами. Как организация с бюджетным финансированием сможет себе это позволить — вопрос. Также участники рынка утверждают, что создавать с нуля коммунальную организацию — крайне дорого из-за роста цен на технику и материалы. Одних только тракторов для такой структуры нужно как минимум 10 — это порядка 60 млн рублей с учетом двойного удорожания. К этому прибавляются расходные материалы и другие траты. Посему на начальном этапе придется выложить полмиллиарда, чтобы компания была действительно устойчивой и конкурентоспособной.
Как отмечает руководитель Ульяновского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Руслан Хайров, даже если организация начнет зарабатывать, о каких-то результатах ее деятельности и уровне окупаемости можно будет судить только через три года. Поэтому если областная УК и сможет оттянуть на себя часть жилого фонда частников, то нескоро.
— Слишком сильно занижать тарифы, чтобы заманить людей, не получится. И ФАС вряд ли это понравится, и зарабатывать компании будет невозможно. Если ставить адекватную цену, то успех вероятен, но процесс становления будет долгим. Опять-таки, нужна очень хорошая база, кадры, менеджмент, — говорит Хайров.
Он отмечает, что в случае, когда за дело берется государственная рука, нередко благая идея скатывается до «заигрывания с населением» — начинается латание дыр в ущерб, чтобы удовлетворить жалобы жителей. В этом еще одно серьезное отличие политики казенной структуры от частной. Если для людей оно является преимуществом, то для бизнеса всегда губительно.
Профильные эксперты во властных структурах региона также указывают на этот нюанс: «Собственники жилья — еще и наши избиратели». Даже если собираемость с жильцов будет низкой, УК придется в любом случае ремонтировать эти дома «по полной программе», задействуя уже бюджетные деньги. Прибыльной и конкурентоспособной на региональном уровне такая компания быть не сможет.