1 ноября в ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница имени В.А. Копосова» проходили очные публичные обсуждения планирующейся закупки услуг питания для пациентов больницы. Еще до обсуждений опубликованная документация стала предметом критики со стороны общественности, в том числе федеральных экспертов.

Большинство сходилось во мнении, что документация, а именно критерии, по которым будет определяться победитель, абсолютно не учитывают вопросы, касающиеся обеспечения качества питания пациентов. По мнению федерального эксперта Александра Бражко, который направил свои предложения в адрес больницы, для отбора руководство решило использовать формальные параметры, такие как количество персонала и благодарственные письма. Но такие критерии никак не отражают процесс оказания услуги, ее качества и безопасности, вообще способность исполнителя организовать питание пациентов, а это, соответственно, приведет к снижению качества. При этом у руководства больницы есть все механизмы в рамках законодательства о контрактной системе учесть все риски еще на этапе отбора участников, чтобы исключить долгую и сложную работу по расторжению контракта уже на этапе его исполнения в случае нарушений.

Эксперты также отметили, что такое пренебрежение качественными показателями присущи многим конкурсам, которые проводят медицинские организации, и не может происходить без попустительства министерства здравоохранения. При этом, по мнению Александра Бражко, даже общественные обсуждения проходят формально, приведя в пример таковые в ЦГКБ, куда его в нарушение закона не пригласили и не учли его замечания.

- Полагаю, что общество не должно заниматься "уговорами" должностных лиц. Есть учредители и вышестоящие инстанции. С точки зрения гражданина, ситуация тревожная, свидетельствующая как об отсутствии профессиональной организации общественных слушаний (не информирование широкого круга участников), так и об отсутствии диалога с администрацией учреждения (общество их проигнорировало, никто не пришел). Действительно, зачем ходить - если вас не замечают и не слышат? - написал в соцсетях Александр Бражко.

Также в адрес больницы поступило обращение и от ульяновских общественников. Главные претензии были также связаны с тем, что критерии не отражают специфику услуги, а именно – приготовление питания на пищеблоке исполнителя и дальнейшую его доставку. При этом в документации и санитарными нормами установлены достаточно жесткие условия – питание 1000 больных, доставка в течение 1,5 часов одновременно по трем разным адресам специализированным транспортом. Но ни одно из этих условий никак не было отражено в критериях.

В ходе обсуждений главному врачу больницы Ольге Гаврилиной было предложено учитывать при выборе поставщиков такие параметры, как площадь пищеблока, его удаленность от больницы, наличие документов, подтверждающих безопасность питания, наличие необходимого числа специализированного транспорта. Понятно, что для питания 1000 больниц нужен и соответствующий пищеблок, его размеры даже регламентированы санитарными правилами и нормами проектирования. Также очевидно, что пищеблок должен располагаться на приемлемом расстоянии, чтобы можно было за 1-1,5 часа доставить питание. Но почему-то такие очевидные предложения были встречены в штыки Ольгой Гаврилиной с аргументами, что площадь пищеблока ограничивает конкуренцию, а расстояние вообще не имеет значения, так как исполнитель может доставить питание самолетом или вертолетом. Правда, ни взлетно-посадочной полосы, ни вертолетной площадки рядом с больницей обнаружить не удалось. При этом Ольга Гаврилина несколько раз ссылалась на министерство здравоохранения, которое и согласовало такую документацию, что наводит на мысли, что чиновникам от здравоохранения не сильно важно качество, а главное – экономия.

Присутствующая общественность однозначно высказалась, что качество питания должно быть приоритетом, и поставщик должен соответствовать и выполнять все условия исполнения контракта. В частности, обязательно нужно учитывать следующие показатели:

- площадь пищеблока в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10, СП 2.3.6.1079-01 и СП 158.13330.2014, где указано, что мощность пищеблока должна соответствовать числу пациентов и указаны размеры пищеблока в зависимости от числа пациентов;

- расположение пищеблока в г. Ульяновске или непосредственно рядом с ним, чтобы гарантировать время доставки не более 2 часов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10;

- наличие документов, подтверждающих безопасность и качество приготовления питания в пищеблоке;

- наличие специализированного транспорта – изотермических фургонов в необходимом количестве, которые регулярно проходят санитарную обработку.

Это подтвердил и юрист Медицинской палаты, который сказал, что, конечно, все озвученные предложения должны быть учтены, они не противоречат законодательству и отражают особенности оказания услуги.

Представитель министерства здравоохранения Ульяновской области также высказалась о том, что обеспечение качества должно стоять на первом месте. Министерство со своей стороны будет регулярно проверять и качество, и соблюдение всех условий приготовления и доставки питания, при этом там отметили, что за последние годы качество питания заметно выросло по сравнению с тем, когда больница готовила питание самостоятельно и когда только переходила на аутсорсинг.

В этом минздрав поддержала представитель общественного совета больницы, которая отметила, что ее родственники периодически оказываются среди пациентов больницы, и о питании у них только хорошие отзывы. Поэтому, конечно, за качеством нужно следить, чтобы оно не снижалось.

В итоге руководство больницы внесло все предложения в протокол и приняло решение продолжить подготовку документации с учетом озвученных предложений. Насколько полно они будут учтены, мы узнаем совсем скоро.