5 декабря в отеле Hilton Garden Inn открылся XI бизнес-форум «Деловой климат в России», особое внимание в работе которого было уделено студентам и школьникам. Перед первыми выступали успешные ульяновские предприниматели, а школьники сами занялись авиастроительным бизнесом и конкурировали друг с другом за заказы и технологии.
Лига студенческого предпринимательства
На молодежном предпринимательском форуме собралось около 400 студентов, и за первые 1,5 часа его покинули лишь единицы - залу "заходило" то, что им рассказывали опытные ульяновские бизнесмены. И было что послушать. Например, Николай Жиляков, основатель и руководитель федерального smm-агентства "Azza DIGITAL" и школы продвижения бизнеса в social media, прямо рассказывал молодежи, где сейчас имеются лучшие возможности, чтобы заработать:
- Самый быстрорастущий рынок сейчас - это обучение людей старшего поколения компьютерам и соцсетям, тому, что вы так хорошо знаете и умеете. Для вас это просто "изи мани" (easy money - легкие деньги - прим. ред.), лежащие на земле. Если хочется чего-то более осязаемого, чем бизнес по обучению, то советую обратить внимание на торговые центры - их роль в экономике растет и будет расти, таков мировой тренд: доставка суши из торгового центра, кафе и салоны красоты в торговых центрах - это то, на что следует обратить внимание в первую очередь. Еще одно серьезное бизнес-преимущество - экспресс- и эконом-форматы. В Ульяновске они пока развиты слабо, а востребованы уже очень сильно.
Николай Солодовников, председатель Ульяновского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»:
- Вы знаете, что одна из задач, поставленных нацпроектом по малому и среднему предпринимательству, это вовлечение в экономику новых людей. Поэтому цель нашего молодежного предпринимательского форума - сделать так, чтобы у ребят загорелись глаза, мы хотим вызвать их интерес, показав людей, ненамного старше их, которые расскажут, как создавали свой бизнес, какие трудности преодолели и какого результата добились. Понятно, что в рамках дневного форума слушателям не передашь весь свой опыт, не объяснишь сложные концепции, мы хотим лишь бросить искру в душу ребят, а настоящее пламя надеемся раздуть в следующем году - с января мы планируем усилить работу по проекту "Лига студенческого предпринимательства", сделав изучение основ бизнеса факультативным предметом в вузах и ссузах. Что касается ребят в зале, то я буду рад, если процентов 10 из них всерьез задумается о том, чтобы начать собственное дело. Впрочем, я уверен, что часть собравшихся уже ведут собственный бизнес или пытались вести его раньше, и участие в этом форуме даст им дополнительную мотивацию не опускать руки, продолжать свое дело. Есть такое понятие "долина смерти предпринимателя", это когда что-то не пошло, идея себя не оправдала или инвестиций оказалось недостаточно, и ты понимаешь, что успеха не будет. Это очень трудный момент, поскольку человек обычно остается один на один со своей неудачей. Поэтому здесь, на молодежном предпринимательском форуме, каждый выступающий обязательно рассказывает не только о своем успешном проекте, но и о всех предшествующих ему провалах. Мы как бы говорим ребятам: не отчаивайся, ты такой не первый, за каждым из нас стоит несколько провалов, это не конец света, это часть процесса, все нормально, продолжай работать, и успех придет.
О том, насколько полезным показалось слушателями то, что они услышали на форуме, мы расспросили студентов-участников форума.
Мария Починова, студентка УлГУ: "Это мероприятие мне очень интересно, поскольку в дальнейшем я планирую заниматься предпринимательством, и мне нужно знать, как выбрать нишу на существующем рынке, как продвигать свое дело. Идей у меня много, надеюсь, спикеры форума помогут разобраться, какая из них "зайдет", а какая - нет".
Екатерина Горловская, студентка УлГУ: "Меня на форуме заинтересовал рассказ Анастасии Шлындовой (сеть детских технических центров "Инженерка" - прим. ред.) о том, что к ним можно прийти даже не имея денег, с одной только идеей, и они помогут тебе с 3D-моделированием или компьютерным вышиванием на первых порах. Мне кажется, это реальная помощь и, возможно, я обращусь к ним в ближайшее время".
Вера Лабутина, студентка УГАУ: "Я учусь на ресторатора, в дальнейшем хочу открыть свое дело, возможно, свою кондитерскую. Пришла сюда, чтобы узнать, как такой проект можно продвигать самой с нуля".
Наталья Кривоусова, студентка УГАУ: "Я учусь на экономическом, поэтому мысли о том, чтобы заниматься в будущем собственным делом, у меня были еще до этого форума и даже до поступления в вуз. Вот только не могу пока определиться, каким делом я хочу заниматься. Возможно, сперва поработаю на предприятии, подкреплю полученные в вузе теоретические знания практическим опытом, а потом буду решать".
Лига школьного предпринимательства
Вечером зал вместо студентов заняли школьники. Они играли в деловую игру "Авиаторы": каждая команда (всего их было 12 из всех районов Ульяновска) стала авиапроизводством. Они брали кредиты на покупку технологий и ресурсов для строительства бумажных самолетиков, производили и продавали их "игротехникам", торгуясь и обмениваясь между собой.
- Прежде всего эта игра учит детей работать в команде, - рассказала ведущая Алина Кравец. - Игру не может выиграть один человек, взвалив все на себя, это просто невозможно. Причем распределить роли в "производственном процессе" нужно с ходу, ребята заранее не знали подробностей. То есть каждый в команде должен хорошо и трезво оценивать себя и своих друзей: кто-то умеет хорошо и убедительно говорить - будет продажником, другой отлично работает руками - поставим на сборку, у третьего развит художественный вкус - отправляем его на покраску... Тут нет места самообману и дружеским компромиссам - ради общего блага каждый должен заниматься своим делом и принести команде максимальную пользу. Такие игры превращают способность детей видеть в себе и других самые сильные стороны и умение их использовать в жизненный навык, который очень полезен каждому предпринимателю.
По ходу игры мы обсудили ее с Полиной Чаловой, президентом школы №82 и участником школьной команды на игре "Авиаторы":
- В данный момент наша команда борется за победу в этой игре с лицеем при политехе, это очень сильные конкуренты, но я надеюсь, что мы сегодня победим. Мы стараемся побеждать всегда! Я получаю удовольствие от игры, мне нравится работать в команде. Но помимо удовольствия, игра дает мне навыки, которым не обучат на традиционных школьных предметах: умение мыслить нестандартно, смотреть в будущее, планировать свои расходы и доходы... У меня все это неплохо получается, я уже задумываюсь о том, чтобы после университета открыть свое дело. Пока конкретных планов нет, только смутные желания, но уже чувствую, чем бы мне было интереснее всего заниматься - производством и продажей продуктов питания. Мне кажется это делом надежным и полезным, причем не только для меня, но и для людей вокруг.
Однако результат игры оказался неожиданным - победила не обычный призер таких соревнований школа №82 и не очень сильная команда лицея при УлГТУ, а школа №32. Впрочем, удовольствие от игры получили все ее участники.
- "Лига школьного предпринимательства" - это один из самых успешных наших проектов, который сейчас пытаются перенять в других регионах, но это не так-то просто. Даже на факультативном уровне введение в школы основ предпринимательства - это сложная задача. Надо найти место в программе, надо найти преподавателей. А мы уже приблизились к этапу, когда этот предмет может стать не факультативным, а обязательным (если, конечно, Москва поддержит ульяновскую инициативу), - рассказал Николай Солодовников. - Но если это сделать, мы получим поколение совсем других людей и совсем других предпринимателей. Вот возьмем для примера меня. Я начал заниматься бизнесом в 27 лет, какое я тогда имел представление о предпринимательстве? Я читал статьи о рейдерстве, как кого закрыли, у кого "отжали" его дело, кого на деньги кинули... И если такие негативные представления о предпринимательстве были у меня, человека молодого и восприимчивого ко всему новому, то можно представить, что о бизнесе думают люди более старшего возраста. Давайте не забывать, что в нашей стране бизнес более 70 лет считался не только криминалом, но и позорным делом. И это до сих пор в людях остается. Переломить этот советский бэкграунд - вот наша основная задача. Преподавание в школах и вузах основ предпринимательства нужно не для того чтобы через 10 лет получить миллионы бизнесменов, а чтобы изменить в обществе отношение к бизнесу. Пока же для большинства предприниматели делятся на два типа - мелких, которых общество вообще не замечает, и крупных, которые, по мнению большинства, все разворовали, и их надо сажать. А ведь вокруг работают с утра до ночи тысячи мужчин и женщин, обеспечивая свои семьи, сотрудников и предлагая ульяновцам нужные услуги и товары - и этих людей стоит ценить и уважать. Старшее поколение этому уже, наверное, не научится. А вот за новое мы поборемся.
О том же говорил и глава региональной Корпорации развития промышленности и предпринимательства Руслан Гайнетдинов: "Более пяти лет мы по инициативе губернатора Сергея Морозова занимаемся продвижением бизнес-культуры среди молодого поколения. Мы хотим, чтобы школьники и студенты мечтали стать не чиновниками или силовиками, а свободными людьми, предпринимателями, которые зарабатывают сами, дают возможность зарабатывать людям, идущим за ними, и увеличивают наше общее благосостояние. Нынешний форум - это еще один шаг в этом направлении".
Насколько выполнимо желание региональных властей ввести основы предпринимательства в качестве обязательного предмета, мы расспросили Светлану Лазареву, учителя географии и экономики в школе №82:
- Чтобы преподавать детям экономику, я проходила подготовку в УлГУ. Далеко не во всех ульяновских школах есть такие специально подготовленные учителя, часто основы предпринимательства ведут историки, которым трудно переучиться на экономику, гуманитариям математика дается непросто. Помимо проблемы с кадрами, есть и проблема со временем - в современную пятидневку вставить еще и основы предпринимательства в качестве не факультатива, а обязательного предмета - задача очень сложная. Ребята сейчас и так перегружены, а новые предметы обычно вводят за счет русского языка и литературы, что, по-моему, тоже не совсем верно. С другой стороны, детям очень нравится этот факультатив, сужу по своей школе - ребята очень охотно на него идут, считают его важным и полезным. Я привезла на эту игру одну команду нашей школы, но вообще-то их у нас целых четыре, и любая могла бы здесь неплохо выступить. Да и полезен этот предмет для детей - развивает логическое мышление, умение работать в команде, коммуникативность. А ведь это не просто теоретические знания, это очень полезные жизненные навыки. Поэтому очень трудно однозначно оценить проект введения основ предпринимательства как обязательного школьного предмета. Да, он был бы детям полезен, но как и за счет чего его вводить - непонятно.
Напомним, основы предпринимательской деятельности преподаются в школах региона с этого учебного года в рамках внеурочной деятельности. Курс рассчитан на 36 учебных часов. На сегодняшний день в проекте участвуют более 150 школ. Главной особенностью образовательной программы является практикоориентированность - проводятся регулярные встречи учеников с предпринимателями в формате краш-теста бизнес-идей, форсайт-сессий, экскурсии на предприятия. Для преподавателей разработаны курсы повышения квалификации по теме «Теория и методика преподавания основ предпринимательской деятельности в общеобразовательной организации». Один из модулей программы преподается с участием бизнесменов. Проект «Лига школьного предпринимательства» реализуется в регионе с 2015 года, за это время участие в нем приняли более 1000 учащихся. Также в регионе действует проект «Лига студенческого предпринимательства», участниками которого стали более 300 студентов.
Все желающие могут записаться и поучаствовать в проектах студенческой и школьной лиги предпринимательства. За более подробной информацией обращаться по телефону: +7 (8422) 41-45-82 (Дом предпринимателя), проезд Максимова, 4.
Александр Стрельцов