Пять домов товарищества «Искра-Полис» в Ульяновске отдают за долги. Семьи жителей, среди которых есть многодетные, могут выбросить на улицу. 73online.ru узнал подробности скандальной истории, которая привлекла внимание федеральных СМИ.

В конце июля крупный телеграм-канал Mash (610 тысяч подписчиков) опубликовал видео, в котором сообщил, что в Ульяновске компания погасила долги домами с людьми. «Коттеджный поселок «Искра-Полис» строился с 1995 года. Жители платили товариществу, товарищество платило городу за аренду земли. Все было гуд, пока «Искра-Полис» не обанкротился и не задолжал по суду 15 миллионов рублей. Что делать? Председатель товарищества думал недолго и просто отдал долг заселенными домами. К пятерым сильно недоумевающим жильцам уже пришли оценщики. Администрация разводит руками и предлагает заплатить 15 лямов самостоятельно», - говорится в подводке к сюжету.

История получила резонанс в региональных и федеральных СМИ, вчера в поселок приезжала съемочная группа Первого канала. 73online.ru узнал предысторию конфликта и обсудил с юристом его перспективы.

«Искра-Полис» и «Северный»

Товарищество индивидуальных застройщиков «Искра-Полис» (ныне одноименный поселок рядом с микрорайоном Репино в Ульяновске) было организовано в далеких девяностых, однако долгое время на его землях не было никакого движения. Только в начале 2000-х участки начали активно оформляться в собственность.

Спустя 10 лет жители поселка так описали этот период своей истории в открытом письме руководству регионального УМВД, областной прокуратуры, следственного управления СК РФ по Ульяновской области:

«Большинство этих операций (оформление участков в собственность – прим. ред.) были крайне сомнительными, а иногда даже откровенно криминальными... Когда в 2008 году мы решили самоорганизоваться и взять в свои руки власть над нашей законной собственностью, то обнаружили, что в делах товарищества, как говорится, черт ногу сломит. Во-первых, не проведено межевание, не осуществлена процедура кадастрового учета. На некоторые участки претендует сразу несколько человек – и каждый кому-то платил, в какой-то кабинет заносил. И, что самое главное, земля покупается и продается помимо товарищества фактически «вчерную»... Как только мы избрали независимого от этих «теневиков» председателя, на горизонте тут же появились крепкие молодые люди на больших черных машинах. Послание, которое они несли (то мягко, то с откровенными угрозами), было простым и понятным: «Вы тут сильно не дергайтесь, тут мы рулим». Первый председатель не выдержал прессинга и сложил с себя полномочия».

После смены нескольких председателей, не выдержавших давления, этот пост заняла Наталья Максимова, которая, впрочем, в ТИЗе «Искра-Полюс» также не засиделась. «У нашего нынешнего председателя тоже не хватило сил дальше иметь с ними дело – она ушла со своей должности и совместно с теми, кто устал от этого бардака, организовала потребительский кооператив «Северный», в который на данный момент входит более 112 домовладений (на сегодняшний день более 200 – прим. ред.)», - писали жители в 2013 году.

Жизнь в коттеджном поселке

О том, как решение жителями проблемы банкротства и бандитов в 2013-м обернулось нынешним скандалом с передачей жилых домов за долги, корреспондент 73online.ru узнал, посетив, поселок вместе с адвокатом жителей спорных домов Русланом Зартдиновым.

В разговорах не под запись и «без имен» мы услышали немало интересного, о чем не писали никакие СМИ – ни федеральные, ни местные. По мнению жителей, вся эта история - банальное вымогательство, а скандальная «оценка зданий» - психологическое давление шантажистов на свои жертвы. И давление это небезуспешно: на самом деле в списке спорных зданий не 5 домов, а 11, просто других пока не трогают, а некоторые согласились заплатить. Единственные, кто прямо заявляет, что у них пытались вымогать деньги - это семья Калимуллиных. По словам главы семьи – гендиректора ADVANTSHOP Камиля Калимуллина, ему предлагали решить все проблемы за 3 млн рублей. О том, почему они отказались, мы поговорили с его женой Алсу Калимуллиной. Она была дома, когда в январе прошлого года, вскоре после того, как у нее родился их третий с Камилем ребенок, к ним пришли «оценщики» и сходу заявили о предстоящем выселении.

- Это был, конечно, шок, - вспоминает Алсу. - Я же до этого беременна была, Камиль меня берег от всякой неприятной информации и вот внезапно на меня такое сваливается: мы вас с вашими тремя детьми на мороз выставим...

Это очень похоже на продуманную тактику: во все дома «оценщики» приходили в рабочее время, когда собственники жилья были на работе, и разговаривали с их женами и матерями (одну женщину чуть не довели до инфаркта) с очевидным расчетом, чтобы женщины потом мужьям и сыновьями мозг грызли: соглашайся на все их условия, подумай о семье… Вот только в случае с Алсу они не на ту напали. Женщина с грудным ребенком на руках не испугалась, а возмутилась.

- А почему мы должны им платить? - объясняет она. - Мы за эту землю 600 тысяч рублей заплатили, членские взносы платим исправно, какие еще «проблемы» нам надо решать? Тем более я к тому времени уже всю эту поселковую политику неплохо узнала… Знаете, каждый мечтает о своем доме. Но человек как мечтает? Он ходит по участку и думает: вот здесь я яблони посажу, а вот здесь гулять буду, а вот такой вид у меня из окна спальни будет. Вот так он себе представляет жизнь в коттедже. А на самом деле эта жизнь совсем другая. Вот надо провести дорогу, километр стоит миллион, вся улица должна скинуться, а кто-то не платит. И вот как вы поступите: за него вложите или без дороги подождете, пока он денег не найдет? Или вот, например, вам предлагают газ провести… За 700 тысяч при средней цене по области в 250 тысяч. И вот непонятно, то ли вы должны заплатить за тех, кто за себя платить не хочет, то ли председатель просто свою маржу в цену заложил, надо разбираться, деньги-то немаленькие. В многоэтажках жители одного подъезда годами воюют из-за счетчиков, чтобы 1-2 тысячи за соседа не переплатить, а теперь представьте, какие драмы кипят в коттеджных поселках, где любая проблема пяти или шестизначными цифрами решается. И, конечно, всегда находятся люди, которые видят здесь перспективу подзаработать...

На семейном совете Калимуллины решили – не платить. Потому что нет никакой гарантии, что потом не придут снова. Правильно решили, уверяет адвокат Руслан Зартдинов, потому что проблемная ситуация возникла из-за конфликта между двумя организациями собственников жилья и плохо продуманной планировки городской земли, взятой ими в аренду. Такую проблему разовым платежом с одного дома все равно не решишь.

- В 2012 году ТИЗ «Искра-Полис» разделилось: председатель Наталья Максимова создала потребительский кооператив «Северный», в который перевела все дома «Искры-Полис», а в отношении самого ТИЗа с 2013 года началась процедура банкротства из-за накопившихся долгов, - рассказывает он. - Однако возникли проблемы с участками, выданными за год до начала банкротства. Арендаторам тогда устно разрешили начать строительство жилых домов, обещая оформить документы на землю потом, но так этого и не сделали. В результате мы приостановили процесс банкротства «Искры-Полис» и вернули на его баланс эти участки, которые по документам числятся как земли общего пользования, хотя на самом деле там уже несколько лет построены дома и живут семьи.

Решение проблемы

Владимир Поляков, глава одной из таких семей, рассказывает, как оказался в этой ситуации:

- У меня супруга всю жизнь мечтала в своем доме пожить. Я свою жену люблю, работать умею, извернулся, напрягся и нашел деньги, чтобы к нашей пенсии на участок и дом хватило. Конечно, я обратил внимание, что здесь подешевле, потому что с бумагами ерунда какая-то. В девяностые, когда у города эту землю арендовали, чиновникам такой проект красивый нарисовали: на моем месте сквер должен быть чуть ли не с фонтанами, на других – теннисный корт и супермаркеты… Мне в товариществе сказали: не переживай, это все сделано было, чтобы землю получить, сейчас мы в этот проект потихоньку изменения вносим. Видишь, люди вокруг тебя строятся, живут и не боятся. Вот и ты – живи и не бойся… И так бы оно, наверное, и было, но тут в 2013 году эта история с банкротством и разделением случилась. И процесс остановился. А я остался с домом на участке на месте сквера.

Когда «оценщики» начали по домам ходить, к Поляковым они не заходили, но Владимир сам присоединился к инициативной группе. «Так ведь понятно, что началось. Сейчас они соседей потрясут, потом ко мне придут… Так чего ждать-то? Надо искать решение», - объясняет он. И решение было найдено – жители пяти спорных домов готовятся предложить изменения в Генплан Ульяновска.

- Собираем деньги на то чтобы заказать в «Ульяновскгражданпроекте» новый проект этих земель, вывести наши участки из земель общего пользования и оформить их как земли товарищества, а городу, соответственно, отрезать те же гектары от земель товарищества, которые сейчас не используются. Тогда наши участки станут наконец нашими, и никто нас выселить по закону не сможет. Мы консультировались со специалистами – все подтверждают, что это самое разумное решение в нашей ситуации. Вот только проект будет разрабатываться почти год и заплатить за него придется тысяч 600.

Министр строительства и архитектуры Ульяновской области Алсу Садретдинова (земли общего пользования, на которых расположены спорные участки принадлежат минстрою), подтвердила в прессе, что передавать за долги чужое имущество противозаконно, а все документальные проблемы можно решить.

- Мы готовы оказать содействие владельцам жилья в оформлении имущества и приведении всех документов в соответствие с законодательством, - заявила она.

Александр Стрельцов

Фото и видео автора

Главное фото: Люция Плешкова, vk.com