Скульптурная группа, хранящаяся в ульяновском Художественном музее, была выполнена по модели, разработанной модельмейстером Мейсенской мануфактуры Иоганном Иоахимом Кендлером (1706–1775) в 1737 году. Кендлер стал зачинателем такого направления в фарфоровом искусстве, как мелкая пластика. Созданные им модели многократно тиражировались и повторяются в Мейсене до настоящего времени.
Диапазон созданных им моделей необычайно широк — скульптуры в барочном и рокайльном стиле, жанровые сценки, сатирические и парадные изображения. Именно Кендлер ввел в производство скульптурную форму, получившую название «кринолиновые группы». В их основе, как правило, лежал сюжет из светской или придворной жизни.
Одним из самых ярких примеров его работ стала скульптурная группа «Музицирующая пара», известная также по ее второму названию «Дуэт». Глазам зрителя предстают сидящие на рокайльном диване дама и кавалер. Играющая на лютне дама демонстрирует свой, словно сошедший со страниц журнала мод XVIII века, наряд - желтую с пестрыми цветами робу, открывающую взору зрителя сиреневый корсаж со шнуровкой, сиреневую же юбку-кринолин, расшитую мелкими цветочками. Гладкую прическу дамы украшает наколка с розовыми лентами.
Кавалер, играющий на флейте, наряжен в зеленый с цветами кафтан на розовой подкладке. Пестрый камзол подчеркивает несколько оплывшую талию музыканта, а самые модные в то время мужские туфли с красными каблуками указывают на его стремление следовать за трендами стиля рококо. Между дамой и кавалером на подушечке уютно расположилась собачка.
В этой скульптуре нашло свое отображение такое распространенное явление в европейской культуре XVII-XVIII веков, как камерный концерт. Гравюра Иоганна Эсайя Нильсона (1721-1788) носит название «Музыка при королевском дворе», ее взял за основу Кендлер при работе над данной скульптурной группой. Гравюры играли важнейшую роль в становлении и развитии фарфорового производства. Именно они являлись художественными образцами, бравшимися за основу при создании произведений мелкой пластики.
Героями гравюры Иоганна Нильсона, а значит, и созданной Кендлером скульптуры, стали вполне реальные личности. Иоахим Менцхаузен, автор книги «Из истории музея "Грюнес гевёльбе"», пишет о том, что на ней изображены знаменитая певица Фаустина Бордони и её муж, королевский придворный капельмейстер и композитор, Иоганн Адольф Хассе.
Фаустина Бордони (1697-1781) - итальянская оперная певица. В 1723 году впервые выступила в Германии. В 1730 году она вышла замуж за немецкого композитора Иоганна Адольфа Хассе, а в следующем году они оба были приглашены в Дрезден ко двору Августа Сильного, где Хассе оставался придворным композитором на протяжении тридцати лет, а Бордони пела по меньшей мере в пятнадцати операх на дрезденской сцене. Иоганн Адольф Хассе (1699-1783) получил известность как композитор, певец и музыкальный педагог, был одним из первых композиторов, обратившихся к стилю рококо.
Но Иоганн Кендлер — слишком яркая самобытная творческая личность, чтобы выступать простым копиистом выбранного образца. Автор театрализует представляемую им мизансцену, с жизненной достоверностью передает чувства и эмоции изображаемой пары, атмосферу придворной жизни. Герои будто растворяются в исполняемой ими музыке. Заданный ритм струящихся закрученных линий словно следует за звуками мелодии.
Произведение отличает тончайшая моделировка композиции, яркая роспись, внимание к мельчайшим деталям костюмов и предметам интерьера. Предмет мебели является повторением софы из Дрезденского королевского дворца, созданную Б. Томэ – учителем Кендлера. Позы дамы и кавалера, их костюмы, демонстрирующие модные стили того времени, отличаются утонченностью и изяществом столь характерным для ХVIII века. Скульптурная группа, созданная Кендлером, является не только великолепным образцом знаменитой Мейсенской пластики, но и отображением настроения времени.
Материал подготовлен Натальей Рудаковой, завотделом музея