2 октября 1984 года Советом министров СССР было принято постановление за №1032 «О создании в Ульяновске историко-мемориального заповедника «Родина В.И. Ленина». По букве документа, заповедник создавался в целях «бережного сохранения первоначального исторического облика мемориальной части г. Ульяновска – родины В.И. Ленина, дальнейшего изучения и пропаганды памятных ленинских мест, усиления их роли в идейно-воспитательной работе».

С первых десятилетий советской власти Симбирск-Ульяновск воспринимался как родина вождя Октябрьской революции Владимира Ильича Ульянова-Ленина, но идея создать заповедник воплотилась за считанные годы до распада Советского Союза. Вплоть до середины 1960-х годов все в Ульяновске оставалось «как при Ленине». Масштабная реконструкция центра города к столетию вождя, который отмечался в 1970 году, буквально смела многие замечательные исторические объекты, что по-настоящему «помнили» гимназиста Володю Ульянова – Гостиный двор, Губернаторский дом, Спасский женский монастырь.

Директор заповедника Александр Зубов и первый секретарь Ульяновского обкома КПСС Юрий Горячев на открытии музея «Симбирская классическая гимназия»

Реконструированный Ульяновск задумывался как важный туристический центр – оттого здесь строились гостиницы и «ворота города»: авто-, аэро- и железнодорожный вокзалы, речной порт. Но украшаясь зданиями из стекла и бетона, «коммунистический Вифлеем» терял свою привлекательность, ведь «ленинские» терялись на фоне современной архитектуры. Это было тем более очевидно, что мемориальные дома, в которых жила в Симбирске семья Ульяновых, не представляли собой архитектурных шедевров. Чтобы они «заиграли», «заговорили» с потомками, крайне важно было сохранить окружающую историческую среду, соразмерную и современную этим одно- и двухэтажным зданиям.

На работах в музее «Симбирская классическая гимназия»

При этом говорить о «первоначальном облике» и «Симбирске эпохи Ульяновых» не было идеологической натяжкой. Ульяновы приехали в Симбирск осенью 1869 года, когда город все еще продолжал восстанавливаться после великого пожара 1864 года. Большинство домов в центральной его части, полностью уничтоженной огнем, реально были, ну, почти ровесниками родившегося 22 апреля 1870 года Володи Ульянова. А это вполне реальной и корректной делало задачу явить путем музейного показа жизнь губернского Симбирска, каковой она была при юном Ильиче.

План-схема музея-заповедника начала 1990-х годов

Ленинский заповедник должен был простираться от самого берега Волги – точнее, Куйбышевского водохранилища до берега Свияги, к которому вела улица Ленина, бывшая Московская. На волжском берегу планировалось устройство «старинной» пристани, вроде той, к которой причалил пароход с Ульяновыми, прибывшими на ПМЖ в Симбирск из Нижнего Новгорода. На берегу Свияги, бывшей любимым местом отдыха дореволюционных симбирян, планировалось оборудовать купальни, эдакие оборудованные закрытые павильоны, которыми «чистая» публика, в том числе и Ульяновы, пользовалась для купания в реке, чтобы не смущать окружающих своей наготой.

Подготовка рамы для царского портрета

Для туристов это, наверное, был бы замечательный аттракцион – «по-ульяновски» причалить к пристани, «по-ленински» окунуться в Свиягу, встать к верстаку в столярной мастерской, напечатать листовку против царя в музее-типографии... Планируемое устройство так называемых «действующих» музеев должно было не просто знакомить публику с производственными процессами, но и решать проблемы неизбежного советского дефицита: например, печатать в типографии необходимые бланки, даже на заказ. Многое с самого начала не выгорело. Оказалось, что устраивать пристань на «историческом» месте, когда Волга стала водохранилищем, опасно.

Постановление Совета Министров СССР о создании музея-заповедника

Осенью 1988 года в заповедник пришел его второй – легендарный – директор Александр Николаевич Зубов. Одной из главных задач перед руководством и коллективом заповедника стояло открытие музея «Симбирская классическая гимназия». Оно должно было состояться в день 120-летия Владимира Ульянова-Ленина, 22 апреля 1990 года. Открытие было на грани срыва – партийные власти вдруг возмутили царские портреты в актовом зале и иконы в классных комнатах, и нигде нельзя было достать дубовый паркет. Для партийных властей нашли аргумент: Ленину цари и иконы не помешали вырасти настоящим большевиком!.. А паркет завезли за пять дней до открытия. Раздобыв ящик водки, Александр Зубов договорился с паркетчиками так: я ставлю бутылки через определенное расстояние. Уложите паркет до бутылки – забирайте себе. И работа закипела! Надо ли говорить, что музей был открыт вовремя...

Укладка паркета в музее «Симбирская классическая гимназия»

Школьники на экскурсии в музее «Симбирская классическая гимназия». У них под ногами тот самый паркет

Иван Сивопляс