Во вторник, 15 ноября, решением областного суда полностью отменена действующая территориальная схема обращения с отходами Ульяновской области и ее электронная модель, в соответствии с которыми должны работать все региональные операторы. Иск подала гендиректор ООО «Симбирская экологическая компания» из Нижнего Новгорода Татьяна Большухина, заручившись поддержкой Росприроднадзора и прокуратуры. Одним из заинтересованных лиц стала фирма бывшего ульяновского депутата Евгения Калмыкова. Собеседники редакции говорят, что происходит это на пороге глобальной реформы и больше похоже на «мину замедленного действия».
Территориальная схема обращения с отходами в Ульяновской области действует с 2019 года. Она предписывает, куда нужно вывозить мусор и где строить утилизационные комплексы. Также в сферу регулирования попадают вопросы ликвидации несанкционированных свалок, повышения привлекательности отрасли для инвесторов, создания новых предприятий по переработке мусора. За время работы терсхемы утверждена региональная программа по обращению с ТКО, нормативы накопления, порядок заключения соглашений с региональными операторами. Всего их пять: «Межрегиональная экологическая компания», «Горкомхоз», «Контракт +», «УК Экостандарт», «Экосистема».
Сейчас же стало известно, что действующая схема отменена по решению областного суда. В СМИ упоминается, что последние семь лет инициатор иска и гендиректор нижегородского «СимбЭК» Татьяна Большухина «ведет мусорную войну» с МинЖКХ и в 2022-м уже отменяла терсхему через суд.
Название организации громко звучало в публикациях, связанных со строительством полигонов ТКО в Новоспасском районе: за мусор тогда «бились» «СимбЭК» (которая построила, но ввела объект в эксплуатацию) и один из пяти регоператоров – самарская «Межрегиональная экологическая компания» («МЭК»). Население выступило против нахождения двух свалок рядом с жилыми домами, заручившись поддержкой главы района и «коммунального» министерства.
Мстительный министр?
Эколог, бывший руководитель управления Росприроднадзора Александр Каплин говорит, что Большухина выигрывала суд у правительства области по теме невключения в терсхему, когда еще ее объект существовал только на бумаге. Поэтому «странно, что в сегодняшнюю терсхему не включили ее уже построенный объект». Кстати, полигон внесен Росприроднадзором в Госреестр объектов размещения отходов.
– Со стороны это выглядит как мстительность министра ЖКХ Александра Черепана (фактически предыдущее решение суда не исполнялось умышленно и целенаправленно) и мелкие пакости руководства Новоспасского района (смена адреса, отказ внести изменения в муниципальные документы по строительству и т.п.), где расположен полигон «СимбЭК». Но, возможно, есть и иные причины. Рынок конкурентный. Кроме процессуальных нарушений причиной отмены терсхемы являются ужесточившиеся правила расположения полигонов ТКО рядом с действующими аэродромами. В бытность, когда я руководил Росприроднадзором, мы получили три иска транспортной прокуратуры по трем полигонам вокруг Ульяновска. В судах мы отбили эти претензии, но были менее жесткие требования к безопасности полетов, – рассказывает Каплин.
Передел рынка
Эксперт поясняет, что все три полигона сегодня попадают под запрет. По его словам, «ЦЭТ» пытается решить проблему, по проекту в Майне собственники бизнеса наверняка найдут другую площадку. А вот «Контракт+» (Сергей Курков) и «УК Экостандарт» (Геннадий Бударин) внешне хранят спокойствие и, похоже, уверены, что такие объемы отходов никто из властей в городе не оставит и, соответственно, их в реальности не закроют. Каплин предполагает, что первым с рынка ТКО уйдет именно курковская фирма из-за «уголовных злоключений» ее владельца.
– Формально – вышеперечисленных необходимо убирать из терсхемы в сегодняшнем виде. Решение облсуда подлежит немедленному исполнению. То, о чем давно говорили – передел рынка – похоже, ускоряется, – рассуждает бывший чиновник, предсказывая связанный с этим рост тарифов в новом году.
Собственник «УК Экостандарт» Геннадий Бударин считает, что тема требует более широкого обсуждения и профессионального подхода. Пока власти регоператоров «за стол переговоров» не приглашали. Он согласен с Каплиным, что у участников рынка есть риски потерять территорию расположения, и что тарифы для населения могут вырасти: «Инфляцию в нашей стране, к сожалению, никто не отменял».
Чиновники ответят
Александр Каплин полагает, что ситуация многие годы складывалась неблагоприятно: «Причина – низкий уровень квалификации, нежелание работать, усталость, самоуверенность и халатность. Расплачиваться по традиции будут простые люди».
Чиновники считают, назрело время корректировок, главной целью называется изменение нормативов накопления ТКО, в том числе в муниципалитетах. Проект вызвал общественный резонанс. Но к реформе есть претензии общественников.
Экологи считают, что в предложенной схеме не предусмотрены механизмы сбора крупногабаритных отходов, отмечены населенные пункты на территории Ульяновской области, где не осуществляется никакой сбор ТКО. Это выделено как проблема, но никаких предложений по ее решению нет. Умалчивается, на какие средства будет производиться рекультивация несанкционированных свалок и восстановление земель, заложено ли это в тариф. Общественники не получили ответ, что делать с размещением отходов вокруг контейнерных площадок, которые по объему превышают те, что собираются в баки. Непонятно и то, каким образом внедрение данной схемы будет способствовать сокращению образования отходов, снижению класса их опасности, считает председатель профильной комиссии ОП Лев Левитас.
В МинЖКХ порталу заявили, что решение суда еще не вступило в силу, будет подана апелляция: «В случае отмены действия терсхемы, которая была утверждена в июле 2022 года, по закону будет действовать предыдущая терсхема. Таким образом, работа регоператоров является законной. Кроме того, сейчас завершаются общественные обсуждения новой территориальной схемы обращения с отходами, которая вступит в силу после прохождения необходимых юридических процедур».