Долги региональных операторов по обращению с ТКО, по оценкам участников рынка, превысили 400 млн рублей. Как пояснили руководители компаний, главная причина кассового разрыва между доходами и расходами – возросшие с начала пандемии неплатежи населения и предприятий за вывоз мусора. Куратор мусорной реформы в России – Российский экологический оператор (РЭО) – считает, что в регионах может начаться череда банкротств регоператоров. Такую процедуру уже начал оператор ТКО в Вологодской области.

По словам совладельца компании «Горкомхоз» Константина Зонова, с проблемой неплатежей столкнулись регоператоры по всей России, и пандемия только усилила эти негативные тенденции. «Многие компании накопили долги. Например, у нас уже заканчиваются «антикризисные» кредиты на выплату зарплат под 0%, и отдавать их пока нечем. Не платят по счетам около 20% потребителей, и доля неплательщиков постоянно растет. С начала пандемии мы заметили, что счета перестали оплачивать даже те, кто раньше платил добросовестно», - отметил Константин Зонов. По оценке соучредителя компании «УК Экостандарт» Геннадия Бударина, доля неплатежей еще выше – порядка 30%. Представитель регоператора «Контракт Плюс» Сергей Живайкин сообщил, что летом в селах на территории работы его компании сбор платежей составил только 55-57%.

Долги «Горкомхоза» перед полигонами, арендодателями и поставщиками услуг г-н Зонов оценил почти в 360 млн рублей. Геннадий Бударин сообщил, что задолженность «Экостандарта» – около 50-60 млн рублей. Сергей Живайкин отметил, что долгов у «Контракт Плюса» нет, но компания работает на грани рентабельности. С тем, что финансовая ситуация у местных регоператоров сейчас сложная, согласились все опрошенные 73online.ru игроки рынка.

Участники отрасли отмечают, что справиться с ростом неплатежей мешает несовершенство законодательства. Регоператоры не смогли получить доступ к персональным данным, чтобы проводить персонифицированную работу с должниками.

«Разработан проект постановления правительства России о предоставлении регоператорам персональных данных, но его принятие уже больше года откладывается, - утверждает Константин Зонов. - Фактически в органах власти нам говорят: мы не имеем права передавать вам эти сведения из-за федерального закона о персональных данных. Возник пробел в законодательстве, который пока не могут устранить. Конечно, и сейчас мы можем требовать уплаты долгов через суд, но это целесообразно только если неплательщик накопил большую задолженность, а в случае с платой за ТКО, на это могут уйти годы». «В нашей зоне есть супермаркеты, которые оплачивают наши услуги только по решению суда, - добавляет Геннадий Бударин. – Чтобы получить оплату, мы должны потратить время на судебные разбирательства».

Предприятия тоже не спешат оплачивать счета за утилизацию отходов. «В промзоне Ульяновска творится настоящая махновщина, - заявил 73online.ru Геннадий Бударин. - Например, вместо того, чтобы платить за утилизацию, ЖСК жжёт мусор в своих печах, из-за чего в районе стоит вонь. Много «серых» перевозчиков, которые не довозят ТКО до полигона и сбрасывают мусор на нелегальные свалки. Контролирующие органы не могут с этим справиться: штрафы мизерные, до сих пор не возбуждено ни одного уголовного дела. Предприятия не хотят заключать договоры с нами в соответствии с законодательством, а у нас нет рычагов воздействия».

До конца года не взимаются пени за просроченную оплату коммунальных услуг, что еще больше увеличит кассовый разрыв регоператоров, замечает бывший глава ульяновского Росприроднадзора, член Российской ассоциации юристов-экологов Александр Каплин. «Во многих других регионах регоператоры получили «антикризисные» субсидии из федерального бюджета еще в начале лета, но в Ульяновской области этот процесс затянулся, хотя документы поданы еще в феврале», - подчеркнул Александр Каплин. Как пояснили в министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, деньги из федерального бюджета пока не поступили.

Всего региональные операторы ТКО должны получить порядка 100 млн рублей субсидий. «Это не покроет всех расходов, но хотя бы поможет пережить трудный период», - считает г-н Зонов.

Накапливающие долги регоператоры не спешат вкладываться в развитие мощностей по переработке отходов и другие инвестиционные проекты, что ставит под угрозу достижение целей реформы обращения с ТКО в Ульяновской области. «Реформа получилась откровенно сырой, - подчеркивает Сергей Живайкин. – В частности, тарифы на вывоз мусора для регоператоров занижены (в Ульяновской области они варьируются от 82 до 99 рублей на человека при экономически обоснованной, по мнению ряда участников рынка, стоимости в 119 рублей – прим. ред.), как и нормы образования отходов. По расчетам специалистов института коммунального хозяйства, норма на человека в Ульяновской области составила 3,5 куб. м, а сейчас установленная норма – 2,3 куб. м».

Участники рынка считают, что при установке тарифов региональные власти руководствовались прежде всего социально-политическими соображениями. «Понятно, что жители не готовы оплачивать слишком большие платежки, это может вызвать социальное напряжение, - говорит Геннадий Бударин. – Но это делает работу регоператоров экономически неэффективной».

Ни один из новых механизмов в сфере обращения с отходами полностью не заработал, признают участники отрасли.

- Реформа началась не с того конца. Сначала надо было вложить бюджетные средства в модернизацию инфраструктуры: закупить контейнеры, обустроить контейнерные площадки, а уже потом запускать механизм регоператоров. Сейчас многие жители не понимают, почему теперь надо платить больше за вывоз мусора, чем раньше, ведь для них вроде бы ничего не изменилось. Дорогостоящие вопросы сортировки и обработки отходов, которые власть возложила на регоператоров, не находятся в поле зрения людей. Механизм расширенной ответственности производителей, когда за утилизацию своих отходов регоператору должен был заплатить производитель, так и не заработал, - отмечает г-н Зонов.

Переработка ТКО сегодня невыгодна регоператорам из-за несовершенства законодательства. «Все вырученные за вторсырье средства вычитаются из тарифа на будущий год, то есть мы не можем направить эти деньги на развитие отрасли. Иными словами, чем эффективнее мы работаем, тем меньше средств мы получаем на текущие затраты и развитие», - говорит Константин Зонов. «Жители не заинтересованы в сборе вторсырья: у нас пока нет ни многочисленных пунктов приема, ни достойной платы за сданное сырье», - добавляет Геннадий Бударин.

По мнению Александра Каплина, серьезное препятствие для экономически эффективной переработки отходов – отсутствие в регионе достаточного количества перерабатывающих мощностей. «Чтобы продажа вторсырья стала прибыльной, нужно производить его в достаточно больших объемах, а еще лучше – перерабатывать в другие продукты, чтобы повысить добавленную стоимость. Такие примеры есть, например, в Москве. Из резиновой крошки можно производить добавки в битум, различные коврики для промышленного использования и другие изделия. Но для этого надо вложить большие инвестиции в строительство заводов по переработке мусора», - уверен Александр Каплин. По его мнению, уязвимое место Ульяновской области – недостаток перерабатывающих мусор мощностей – может стать преимуществом региона. «На самом деле сходная ситуация во многих регионах России. Тот, кто построит перерабатывающие производства первым, выиграет в конкурентной борьбе и сможет заработать много денег на мусоре, потому что вторсырье на переработку повезут со всей России», - считает эксперт.

Екатерина Старцева