Во вторник Государственная дума в третьем чтении приняла поправки в закон о «мусорной реформе». Все регионы получат право с 1 января 2019 года не сразу вводить новую схему работы с твердыми бытовыми отходами, а войти в годовой «переходный период». Москва, Санкт-Петербург и Севастополь получили отсрочку на три года. Чтобы понять, нужно ли будет прибегнуть к подобной мере в Ульяновской области, у региональных властей будет меньше недели.

Согласно нововедению, если после 1 января 2019 года региональный оператор откажется от исполнения контракта, то региональные власти смогут выбрать нового без проведения конкурса или возложить исполнение его обязанностей на предприятия, которые имеют лицензию на обращение с мусором.

Заместитель министра природы и цикличной экономики Гульнара Рахматулина сообщила: идёт обсуждение того, воспользуются ли региональные власти «мусорной» отсрочкой. «Нормы закона, принятые Госдумой в третьем чтении, распространяются на все субъекты РФ и каждый регион сам решает, воспользоваться ими или нет. Если будет необходимость, то соответствующее предложение подаст Минприроды Ульяновской области, согласовав предложение с Минприроды РФ. Сегодня говорить на эту тему рано. В настоящий момент в Ульяновской области проходит конкурс по выбору регионального оператора, который будет обслуживать пятую зону», - рассказала Рахматулина корреспонденту 73online.ru. Конкурс завершится 25 декабря.

Как рассказал член экологической палаты Лев Левитас, на последний конкурс, в отличие от ранее проводимых трех, уже заявилась компания.

Депутат городской думы Ульяновска, учредитель «УК Экостандарт» Геннадий Бударин заявил, что пока рано комментировать, как изменения закона отразятся на подготовке к реформе в Ульяновской области. «Пока все идет нормально, если говорить о взаимодействии с минприроды и главами районов. Тариф был принят очень поздно, в конце ноября, хотели обещали его принятие ещё летом. Сейчас физически не хватает времени и возможностей, ведь нужно информировать людей, готовить различные мероприятия», - сетует г-н Бударин.

Одно из главных опасений противников мусорной реформы в том, что её реализация в сельской местности, где население никогда не платило за вывоз мусора. Региональным оператором нужно не только проинформировать население, но и подготовить инфраструктуру. По словам эксперта по строительству мусорных полигонов Михаила Седогина, им придется открыть свои офисы чуть ли не в каждом населенном пункте, чтобы организовать работу.

Ещё одной проблемой реформы во многих регионах остается тариф на услуги. «По разным регионам разброс тарифа очень большой. Где-то власти решили подумать о населении, приняли низкий тариф, но люди все равно будут платить как минимум в два раза больше, чем раньше. Но тогда это ударит по региональным операторам», - объясняет г-н Седогин.

Местные игроки мусорного рынка осторожно высказывают о финансовой стороне предстоящей реформы. «Если все будет плохо, то будет думать. У нас один из самых низких тарифов если сравнивать с ближайшими регионами. При его формировании не учитывалось, например, что растет цена на солярку, бензин. Не хотелось бы, чтобы хорошее дело, как «мусорная реформа» превратилось в банкротство региональных операторов. Если будет банкротство, то виноватой в первую очередь будет власть», - комментирует возможный сценарий Геннадий Бударин.

Артём Горбунов