За четыре дня до начала «мусорной реформы» найти регионального оператора в пятую зону не удалось. Теперь министерство природы и цикличной экономики будет менять действующую территориальную схему, чтобы сделать её более «привлекательной». Действующие регоператоры тем временем готовятся к переходу на новую систему, но отмечают, что сельское население новость о плате за вывоз мусора принимает в штыки.

Очередной конкурс на поиски регионального оператора в южные районы Ульяновской области закончился так, же как и остальные — на конкурс никто не заявился. Конкурс завершился 26 декабря, а за день до этого были приняты поправки в федеральный закон о «Об отходах производства и потребления» ФЗ №483. Все регионы, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, получили годовую отсрочку на переход к новой схеме вывоза твердых бытовых отходов. Ею и воспользуются областные власти. Вывоз отходов в Кузоватовском, Николаевском, Новоспасском, Павловском, Радищевском и Старокулаткинском районах будут осуществляться действующими компании. Плата за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами будет взиматься в составе платы за содержание жилого помещения.

- Мы планируем внести изменения в действующую территориальную схему обращения с отходами, в частности по перераспределению потоков на действующие полигоны, - прокомментировал сложившуюся ситуацию министр природы и цикличной экономики Дмитрий Федоров. Он рассказал, что изменения предполагают доступ региональному оператору, который все-таки придет в пятую зону, на полигоны других зон. Сейчас в пятой есть лишь открытый полигон в Кузоватовской районе и недостроенный полигон рядом с Новоспасским. По нашей информации у «Симбирской экологической компании», которая строила полигон, просто нет денег на окончание строительства. Доступ к другим полигонам сделает южную зону более привлекательной для регионального оператора. Сейчас большая по площади территория производит всего 7,5% от общего объема мусора.

Как готовы к реформе

Общий автопарк всех регоператоров составляет 84 мусоровоза плюс тракторы на самих полигонах. Только в 1 зоне установлено свыше 2 тысяч контейнеров. Сортировочными станциями обеспечены ООО «Горкомхоз», ООО «УК Экостандарт» и ООО «Экосистема». Сортировочная станция на полигоне «Большие Ключищи» (региональный оператор «Контракт плюс») работает в тестовом режиме.

На строительство мусоросортировочных комплексов в Ульяновской области из федерального и областного бюджетов направят 370,4 млн. рублей. Уже в следующем году 20% всего мусора должно отправляться на переработку. Картон, пластик, металл и стекло (всего 12 фракций) будут в дальнейшем использоваться в производстве, например, в автомобилестроении.

Но население это заботит мало — рассказывают, что в сельской местности к реформе относятся отрицательно. Люди не понимает, почему теперь они должны платить за услугу, которой раньше в их «платежках» не было вообще.

Между тем, у «Детского мира» 26 декабря состоялся митинг против повышения платы за вывоз мусора, организованный КПРФ. В митинге приняли участие депутат Госдумы РФ Алексей Куринный, депутаты Заксобрания Айрат Гибатдинов и Виталий Кузин. После митинга один участник принес в приемную губернатора «подарок» для Сергея Морозова — мешок с мусором. «С 1 января будущего года плата за вывоз ТБО будет переведена в разряд коммунальных и за вывоз и переработку твердых коммунальных отходов придется платить минимум в двое больше. Нововведение заключается в том, что теперь плата будет собираться не с квадратного метра, а с каждого жителя. Сверхдоходы будут получать выгодоприобретатели – региональные операторы», - сообщается на сайте местного отделения КПРФ. Либо коммунисты сознательно вводят людей в заблуждение, либо сами не понимают механизм реформы. мусорный бизнес действительно выгодный, но с переходом на новую схему ждать сверхприбыли регоператорам точно не стоит - на прибыль при образовании тарифа заложено всего 5%. "Мусорщики" ждут, что в следующем году на федеральном уровне их освободят от платы за негативное воздействие на окружающую среду и отменят или «заморозят» для них налог на добавленную стоимость.

Ощущение, что за несколько дней до начала «мусорной реформы» мало кто представляет дальнейший ход событий — политики-популисты требуют снизить и так один из самых низких тарифов в России, не понимая как он образуется. Регоператоры говорят, что не боятся печальной участи своих коллег из других регионов, что некоторые компании в итоге ушли с рынка будучи на грани банкроства. Мусорные компании получили статус регионального оператора задолго до утверждения тарифа, которое оттягивалось на несколько месяцев. Население не понимает, почему должно платить больше, и просто поставлено перед фактом.

Артем Горбунов