Вчера на заседании социального комитета в Законодательном собрании депутат Юрий Мухин задал министру здравоохранения Марии Шалягиной много неудобных вопросов касающихся качественных критериев при заключении государственных контрактов. В частности, речь зашла об операторах питания, которые кормят пациентов больниц. Мухин считает, что из-за отсутствия одного важного и, пожалуй, ключевого нюанса в документации, больных кормят из рук вон плохо.

Речь идет об индексе деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности или, попросту, ЭКГ-рейтинге. Его ввели на федеральном уровне по инициативе полномочного представителя президента России в Центральном федеральном округе Игоря Щёголева. В разработке рейтинга участвовали Федеральная налоговая служба, Счётная палата, Финансовый университет при правительстве РФ, Институт демографической политики им. Д. И. Менделеева, Фонд «Росконгресс» и Российский союз промышленников и предпринимателей.

С 1 февраля 2024 года ЭКГ-рейтинг стал основой для национального стандарта ГОСТ Р 71198-2023 «Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг)». В июле этого года в правительстве Ульяновской области разработали методические рекомендации по применению данного критерия при заключении контрактов за подписью руководителя Агентства госзакупок Инги Погореловой и первого зампреда правительства Марины Алексеевой. Рейтинг основывается на «трех китах» успешного бизнеса: экологии, кадрах и государстве.

Документ носит рекомендательный характер (скорее в силу норм 131 ФЗ запрещающего напрямую вмешиваться в хозяйственную деятельность учреждений). И по мнению депутата, используя именно этот рекомендательный момент, министерство саботирует объективный критерий. Депутат даже упомянул о слухах когда сотрудники министерства в устных беседах запрещают вставлять данный критерий, утвержденный постановлением правительства РФ в конкурсную документацию, что пагубно влияет на качество предоставляемых услуг подрядчиками. Например, на социальное питание.

Областной минздрав в силу, предположительно, своей некомпетентности (не хотим думать о том, что там есть какая-то корыстная заинтересованность, вряд ли минздрав бы на это пошел), игнорируя деловую репутацию создает таким образом условия для торгов среди операторов питания исключительно исходя из более низкой цены. В результате туда заходят компании, у которых нет деловой репутации, отсутствуют признаки качественного стабильного бизнеса, без высокой зарплаты сотрудникам и качественных налоговых отчислений. И при этом они кормят пациентов самой дешевой едой, которая только возможна.

Насколько я понимаю, у вас есть дефицит кадров, которые готовят документацию в сфере госзакупок. Это касается приобретения лекарств, оборудования. В том числе и операторов питания. Мы знаем, что существует такой индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Он на федеральном уровне оценивает степень благонадежности и ответственности предпринимателей, которые оказывают услуги. Я направлял вам запрос об этом, на что получил ответ, что ваши рекомендации даны в этом плане, но они не обязательные. Я слышал о таких случаях, что в министерстве устно рекомендуют не вставлять в конкурсную документацию этот критерий. Хотя я не понимаю, почему. Он разработан федеральным центром. Мне кажется, остальные критерии можно убрать и оставить только этот. И будут заходить надежные и ответственные предприниматели, которые будут оказывать услуги. Вы вот сами ответьте: вы за объективные критерии, рекомендованные федеральным центром и правительством Ульяновской области, или нет? — обратился Мухин к министру здравоохранения.

Мария Шалягина была явно удивлена этим вопросом. Ответила невпопад:

Я хочу только сказать, что формированием проектно-сметной документации в рамках тех ремонтов и быстровозводимых конструкций, которые мы строили, занимался «Облстройзаказчик». Сейчас мы изучаем опыт других регионов, в том числе и Республики Башкортостан, как правильно формировать такие документы, чтобы в следующем году, когда наши учреждения будут сами закупать такие услуги, не попасть в просак. Но в то же время упростить процедуру.

Мухин повторил вопрос: «В плане обеспечения питания: вы за или нет, чтобы вставить критерий ЭКГ-рейтинга?»

Мы прислушаемся, конечно, к федеральным рекомендациям. Для нас это важно, но я не готова сейчас детально ответить на этот вопрос.

— То есть вы не «за». Получается, вы прописываете рекомендации под каких-то определенных операторов? — не успокаивался депутат.

Шалягина ответила, что они, конечно, таким не занимаются.

— Тогда давайте вставим этот критерий. ФАС не возражает. Многие субъекты используют его, — обратился Мухин уже ко всем присутствующим.

Его предложение было поддержано. Председатель бюджетного комитета Мария Шпак отметила, что нужно обсудить внесение данного критерия благонадежности коллегиально:

— Одна Мария Евгеньевна не может принять такое решение. Нужно вводить его по всем министерствам, — сказала Шпак.

Но ощущение недосказанности при осуждении вопроса явно осталось. Такое впечатление что чиновниками хочется самим влиять на выбор поставщика, игнорируя оценку деловой репутации компании зафиксированную федеральным центром.

ЭКГ-рейтинг формируется экспертной группой при Правительстве РФ при технологической и методической поддержке ФНС России и Росстандарта на основе данных федеральных информационных систем ФНС России, ФАС России, Росфинмониторинга, Казначейства, ФССП, Минюста и других органов власти. ЭКГ-рейтинг является единственным способом оценки деловой репутации бизнеса в рамках Постановления Правительства от 31.12.2021 №2604 и ГОСТ Р 71198-2023
Что такое ЭКС-рейтинг?

Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online

Елена Скворцова