ВТБ зафиксировал новый тип мошенничества. Злоумышленники сообщают клиентам о якобы возникших у них долгах по жилищно-коммунальным услугам за время изоляции в течение 2020 года и просят оплатить онлайн поддельные квитанции или предоставить сведения о ранее совершенных транзакциях, получая доступ к банковским счетам граждан. Это уже не первый способ обмана банковских клиентов, который возник в пандемию. Только за первое полугодие 2020 года случаев телефонного и интернет-мошенничества стало больше на 76%, сообщили в Генпрокуратуре. Эксперты рассказали о портрете типичной жертвы мошенников и объяснили, как защитить свои деньги.

О новом способе мошенничества сообщили в ВТБ. «Управляющие компании традиционно делают перерасчет за ЖКУ по итогам года, особенно если граждане несвоевременно передавали показания счетчиков воды и электроэнергии. В условиях пандемии траты на коммунальные услуги резко возросли, поэтому вопрос погашения задолженности, действительно, может быть для отдельных жильцов актуальным. Не дожидаясь конца года, мошенники проверяют горожан на бдительность», — приводит РБК слова вице-президента ВТБ, руководителя департамента эквайринга Алексея Киричка.

Он сообщил, что несколько клиентов ВТБ обратились в банк с описанием подобных ситуаций. Злоумышленники направляли им сообщение с требованием оплатить возникшие долги по ЖКХ и ссылкой для проведения транзакции. Сумма не была фиксированной и варьировалась в среднем от 10 до 20 тысяч рублей. В случае, если клиент игнорировал сообщения, мошенники звонили ему, якобы от управляющей компании, для проверки совершенных ранее в этом году платежей, убеждая в наличии «долга по квартплате». Выяснив способ оплаты и реквизиты карты, по которой проходил платеж, лжесотрудники предлагали совершить «тестовую транзакцию для проверки» и сообщить им код из направленного СМС.

«Если клиенты вводят реквизиты своих карт по направленным фейковым ссылкам, то становятся жертвами мошенников. То же самое происходит при передаче своих данных во время телефонных звонков лжесотрудников управляющих компаний», - добавил Алексей Киричек.

Количество случаев телефонного и интернет-мошенничества резко выросло во время пандемии, свидетельствуют данные Генпрокуратуры. Только за первое полугодие прирост составил 76% по сравнению с тем же периодом 2019 года.

Чаще всего жертвами телефонных мошенников, притворяющихся сотрудниками банков, становятся одинокие мужчины в возрасте 28-37 лет с высшим образованием. Портрет типичного пострадавшего описала председатель правления КБ «ФинТех» Татьяна Федорцова, передает агентство «Прайм».

По ее словам, мужчины становятся жертвами злоумышленников в 57 процентах случаев, в то время как женщины — в 43 процентах. Специалист указала, что россияне до 25 лет чаще попадаются на уговоры перевести деньги со счета на счет. При этом пожилые граждане в шесть раз чаще сообщают данные своей карты посторонним. Также вероятность лишиться денежных средств в три раза выше у получивших высшее образование держателей карт.

Федорцова добавила, что большинство жертв мошенников — одинокие или живущие в гражданском браке люди. «Россияне семейные склонны все решения относительно денег согласовывать друг с другом, что защищает их от опасности потерять свои средства», — объяснила она.

Ранее в Центробанке рассказали, как следует разговаривать с телефонными мошенниками, и научили россиян правилам общения с ними. После принятия звонка не стоит применять простых слов типа «да», а лучший способ борьбы — просто прекратить разговор.

Зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов посоветовал гражданам иметь несколько банковских карт для разных целей, чтобы не хранить сбережения в одном месте.

«Я всем советую иметь две-три банковских карты», - сказал депутат в беседе с РБК. Он объяснил, что одна из этих карт зарплатная, а вторая — карта с резервными накоплениями для каких-либо крупных покупок либо депозит, которым можно воспользоваться в будущем. Еще на одной карте лучше держать минимум средств и переводить на нее деньги только для небольших бытовых покупок, в том числе продуктов питания. Он добавил, что основную часть финансов необходимо хранить на неиспользуемых картах, чтобы персональные данные не попали в сеть.