Сразу после революции женский Спасский монастырь был приспособлен под концентрационный лагерь. Свой зловещий смысл это словосочетание приобрело во время Великой Отечественной войны, когда оно стало обозначать гитлеровскую фабрику смерти. Однако в восемнадцатые-двадцатые годы прошлого века, во всяком случае, в Советской России это было фактически исправительно-трудовое учреждение, где отбывали сроки (как правило, до 5 лет) осужденные за какие-либо преступления. При этом режим содержания в концлагере считался более мягким. Об этом свидетельствуют архивные документы, в которых идет речь о смягчении наказания тем или иным осужденным путем перевода их из тюрьмы в концентрационный лагерь.
Затем, вплоть до Великой Отечественной войны территория монастыря упоминается в документах как трудпоселок, в котором размещались квартиры и общежития работников различных предприятий и учреждений города.
Монастырская стена с главными воротами, тянувшаяся вдоль улицы Спасской от ул. Ленина до бывшей ул. К. Маркса (ныне – Дворцовой), сохранялась до средины 60-х годов, до начала строительства Дворца культуры профсоюзов (ныне ДК «Губернаторский»). Ворота стояли там, где сейчас находится трамвайная остановка. А на углу Спасской и Дворцовой (примерно напротив главного входа в Карамзинский сад) стояла небольшая круглая башенка, в которой в советское время работала мини-парикмахерская.
До наших дней сохранились несколько монастырских зданий, находящихся между ДК «Губернаторский» и переулком Пожарным. Сегодня все они переданы возрождаемому Спасскому монастырю.
А вот от мужского Покровского не сохранилось практически ничего, кроме могилы И.Н. Ульянова – отца В.И. Ленина, похороненного на монастырском кладбище.
Сам монастырь снесли уже после войны. А в мае 1944 года начальник отдела исправительно-трудовых колоний (ОИТК) УНКВД по Ульяновской области майор государственной безопасности Колобанов подал в горисполком заявку на размещение на этой территории вновь организуемого лагподразделения. «Его контингент, - соблазнял городскую власть Колобанов, - будет работать в основном на территории Ульяновска по заявкам на рабочую силу, число которых от хозяйственно-промышленных организаций только растет».
Территория бывшего монастыря, выходящая в сторону улицы 12 Сентября и изолированная высокой каменной оградой, по мнению начальника ОИТК, наилучшим образом подходила для лагпункта, поскольку участок был хорошо изолирован и полностью удовлетворял условиям военизированной охраны, связанной с лагерным режимом.
«На основании вышеизложенных соображений просим о предоставлении территории бывшего монастыря под застройку организуемого лагподразделения. Находящаяся на территории могила отца Владимира Ильича Ленина при этом будет нами отделена от площадки лагподразделения», - говорилось в документе.
Вопрос об отводе земельного участка для вышеуказанного объекта начальник отдела просил рассмотреть срочно, в целях возможности немедленно приступить к строительным работам.
Ответ пришел уже 30 мая. Он был краток и категоричен – предоставить данные участки Исполком Горсовета не может, так как они предназначены для организации парков. А территорию для лагподразделений можно отвести только на окраине города.
Сегодня на месте бывшего Покровского монастыря действительно разбит парк имени Ильи Николаевича Ульянова, памятник которому стоит как раз там, где когда-то находились главные монастырские ворота.
По материалам Государственного Архива Ульяновской области