Средняя стоимость годового полиса ОСАГО в Ульяновской области выросла в сентябре на 26% по сравнению с августом. Рост по отношению к прошлому году — около 49%. Это стало следствием введенных санкций, дефицита запчастей для восстановительного ремонта и стремлением страховщиков компенсировать свои убытки. Во сколько сегодня обходится ульяновским водителям страхование ответственности, выяснил 73online.ru.

ЦБ РФ зафиксировал рост жалоб на страховщиков на 25% с начала года: клиенты недовольны возвращающейся практикой навязывания дополнительных услуг, пишет «Интерфакс». По данным Банка России, некоторые компании пытаются компенсировать трудности за счет клиентов. На ситуацию в целом влияют проблемы с урегулированием убытков, введенные санкции, дефицит автодеталей для восстановительного ремонта. Во второй половине октября Российский союз автостраховщиков вновь отмечал рост средних цен на запчасти: для большинства моделей он составил 30%, по ряду автомобильных марок превысил 50% (Honda, Volvo). РСА тем не менее смотрит в будущее с оптимизмом: надеется на удешевление деталей после отладки параллельного импорта.

«Желтая» зона

В аналитике Банка России Ульяновская область по итогам первого полугодия была отнесена к «желтой» зоне рисков недобросовестных действий в ОСАГО — это средний уровень из возможных трех. Считается, что в регионе «желтой» зоны высока вероятность мошенничеств, и это влияет на итоговую стоимость страховки. В нашей области с начала года существенно выросли все показатели мониторинга.

Средняя страховая выплата по региону (по состоянию на 1 июля) составляла 73,5 тыс. руб. — почти на 3 тыс. больше средней по России. Частота страховых случаев равнялась 5,7% (5,4% по России), а скользящий коэффициент — 77,3%.

По данным Ульяновскстата, средняя стоимость годового полиса ОСАГО в сентябре составляла 12 173,76 руб. — это на 26% больше августовской цены. Интересно, что полис КАСКО в августе-сентябре не подорожал ни на рубль. По сравнению с сентябрем 2021-го цена ОСАГО выросла на 49%.

Расширение коридора

Система ОСАГО работает по новым правилам, вступившим в силу в начале осени. Они касаются упрощения процедур оформления ДТП, отношений клиента с компанией и оформления документов. Но основное — расширение коридора базовой ставки на 26% вверх и вниз. Ставка для легковушек таким образом устанавливается в пределах 1 646 — 7 535 руб.

— Благодаря снижению нижней границы коридора страховщики смогут предлагать водителям с меньшими рисками более выгодные условия, — говорится на сайте ЦБ РФ. — Банк России рассчитывает, что это позволит сдержать рост цен на ОСАГО и позволит страховщикам учитывать индивидуальные риски водителей.

Удар по таксистам

Для водителей, регистрирующих свои автомобили в качестве такси, ОСАГО в денежном выражении выросло куда заметнее. По словам экспертов, это уводит сферу в теневой сектор: таксисты сдают разрешения, «расклеивают» машины от элементов брендирования, оформляют автогражданку в частном порядке и продолжают возить клиентов. В ближайшем будущем это может привести к росту числа «нелегалов» в Ульяновске, занятых пассажирскими перевозками.

— Это скажется и на безопасности в том числе, — уверен гендиректор НКО «Ульяновская областная Ассоциация транспортных организаций» (УОАТО) Владислав Сонин. — Плавный отток автомобилей с официальными разрешениями уже идет, но, думаю, будут сдавать еще больше разрешений. Сейчас ни один агрегатор в городе не контролирует наличие разрешения на работу таксистом. Нелегалы поглотят город.

Сегодня стоимость неограниченной годовой страховки для таксистов приближается к 70 тыс. руб., хотя еще полтора года назад составляла 30 тыс. руб., отмечает председатель комитета по транспорту регионального отделения «Опоры России», руководитель транспортного коворкинг-центра Taxi House Максим Давыдов.

Максим Давыдов— С января в городе было зарегистрировано 4500 разрешений такси, сейчас осталось менее 600. При условии, что в городе 15 тысяч водителей такси, — говорит Максим Давыдов. — Они сдают разрешения, потому что если оно есть, страховка обязательно должна быть под такси. Из легального сектора бизнес уходит в нелегальный. Сейчас мы с Минтрансом проводим мероприятия по легализации, посмотрим, как это будет работать. Что касается страховок для физлиц, они и так сравнительно небольшие, в пределах 7-8 тысяч, поэтому не думаю, что «обычные» водители будут отказываться от ОСАГО.

Перемножим коэффициенты

Размер полиса ОСАГО рассчитывается, исходя из стажа и возраста водителя, региона регистрации, мощности двигателя авто. Тарифный коридор учитывается в показателе ТБ — базовая ставка. По словам страховщиков, он назначается системой, вручную его поставить нельзя.

Чтобы понять, во сколько обойдется автогражданка, нужно перемножить следующие коэффициенты:

  • КТ — коэффициент территории;
  • КБМ — бонус-малус, скидка за безаварийность;
  • КВС — коэффициент, зависящий от возраста и стажа водителя;
  • КО — параметр ограничения водителей (сколько водителей допущено до управления);
  • КС — коэффициент сезонности, зависит от периода использования автомобиля;
  • КМ — коэффициент мощности ТС.

Полученное значение, умноженное на ТБ — базовую ставку, даст представление о минимальной и максимальной цене полиса.

Рассчитать ОСАГО можно и с помощью онлайн-калькулятора: сервисы страховых компаний предложат сразу оформить полис, а страховые маркетплейсы приведут ориентировочные цены сразу нескольких фирм и помогут выбрать наиболее дешевый вариант.

Мы сравнили стоимость годовой страховки автомобилей до 100 л.с. и свыше 100 л.с. для водителя с большим безаварийным стажем (КБМ=0,52, скидка 48%), начинающим водителем либо водителем, не страховавшимся ранее (КБМ=1,17, увеличение цены) и неограниченную страховку. Указана предварительная стоимость полиса — на основе расчетов страховой компании.

Татьяна Лисицына

Фото: gismeteo.ru