С 10 января 2021 года вступают в силу поправки к федеральному закону «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путём». Теперь Росфинмониторинг будет контролировать расчеты наличными и безналичными средствами по всем сделкам с недвижимостью более чем на 3 млн рублей. Это значит, что при покупке квартиры на эту сумму вас спросят, откуда деньги. Ульяновские эксперты считают, что нововведения – один из первых шагов по выводу из тени доходов граждан, что в перспективе позволит пополнить бюджет региона на 5 млрд рублей.

Так называемый «антиотмывочный» закон включает и другие пункты, помимо сделок с недвижимостью. Вступающие в силу с 10 января 2021 года поправки коснутся переводов, снятия денег в банкоматах и обращения с наличными. Сам закон действует еще с 2001 года, но новые изменения в документ станут самыми масштабными.

Теперь под контролем будут переводы от 100 000 рублей и выше. В том числе сделанные в иностранной валюте, если эквивалент в рублях превышает эту сумму. Будет проверяться также снятие наличных денег, зачисленных на баланс мобильного телефона, если это больше 100 000 рублей. Окажутся под контролем ставки в лотереях от 600 000 рублей. Будет учитываться и выплата выигрыша по итогам участия в азартных играх на ту же сумму.

Но самое важное, что с 10 января 2021 года будут контролироваться расчёты наличными и безналичными деньгами, которые проводятся по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 млн рублей. Придется подтвердить легальность происхождения средств, если передаётся крупная сумма, которая не соответствует социально-экономическому статусу её участников. Также Росфинмониторинг заинтересуют случаи, когда цена в договоре намного ниже реальной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Поправки затронут весь перечень сделок – по передаче прав собственности, аренде, ипотеке, коммерческому найму. Нотариусы, риелторы и юристы будут обязаны сообщать о них в Росфинмониторинг. Так власти будут бороться в том числе с ситуациями, когда объекты недвижимости по документам продаются за одну сумму, а фактически – за другую, в разы больше, чтобы сэкономить на налогах.

«При любых операциях с недвижимостью нужно быть готовым подтвердить легальность происхождения своих денег, — говорит автор канала «Простая недвижимость» на Яндекс.Дзен Сергей Дугенцов. — Подтверждать придётся Росфинмониторингу, если он установит подозрительный характер сделки». Ведомство может самостоятельно передать информацию в правоохранительные органы, если сочтет это необходимым.

Нововведения в законодательстве могут привести к росту популярности ипотеки, считает Сергей Дугенцов. «Предвижу, как возрастёт спрос на ипотеку с минимальным первым взносом среди тех, кто подтвердить происхождение денег не сможет, чтобы не конфликтовать с Росфинмониторингом и купить недвижимость. А потом через три или пять лет продать и получить «белые и пушистые» легальные денежки. Что-то мне сдаётся, спрос на недвижимость «слегка подскочит» в ближайшее время», — уверен автор канала. Впрочем, региональные эксперты с ним не согласны.

Сейчас с привлечением ипотеки в Ульяновской области проходит почти 90% сделок с недвижимостью, говорят риелторы. По данным Банка России, за январь – октябрь 2020 года жители региона взяли 11 848 ипотечных жилищных кредитов почти на 21 трлн рублей.

Большинство этих сделок заключается с помощью агентств недвижимости, которые и сейчас отчитываются о договорах на сумму более 3 млн рублей. Нововведения в этой сфере практически ничего не меняют, считает руководитель агентства недвижимости Domatoot Светлана Пономарева.

«Уже на сегодняшний момент агентства обязаны быть зарегистрированными в Росфинмониторинге, вести запросы и выгружать данные о покупателях по сделкам выше 3 млн. И это сегодня делается в законодательном порядке: Росфинмониторинг проверяет агентства. Для примера, мы год назад прошли такую плановую проверку», — рассказал управляющий агентства недвижимости «Этажи – Ульяновск» Алексей Гурьев. Он добавил, что денежные переводы для оплаты квартир ради безопасности покупателей сейчас делаются с использованием банковских счетов-аккредитивов.

Вопрос в том, насколько Росфинмониторинг и правоохранительные органы будут эффективно анализировать данные о сделках со всей страны, отмечают эксперты. Клиент может взять ипотеку и гасить ее за счет средств, происхождение которых он не может подтвердить. Риелторы и юристы, оформлявшие сделку, об этом не узнают. Однако в банке покупателю все равно придется представить документы об официальном заработке для получения ипотечного кредита.

Изменения в федеральном законодательстве могут привести к росту цен на услуги риелторов в Ульяновской области, не исключают участники рынка. Сегодня не все агенты работают абсолютно легально, заключая договоры с клиентами и перечисляя налоги. Если нововведения подстегнут этих участников рынка выйти из тени, то они повысят расценки на свои услуги. «Это было бы в интересах клиентов, поскольку снизит риски при сделках с недвижимостью для добросовестных участников. Если договор с риелтором не заключался, то агентство, по сути, ни за что не отвечает», — отметила Светлана Пономарева.

Впрочем, законодательство пока не запрещает совершить любую сделку самостоятельно, без привлечения риелтора. Возможно, этот пробел будет восполнен впоследствии, считают участники рынка.

Вступающие в силу с 10 января нововведения станут очередным шагом к выводу из тени доходов граждан и повышению собираемости налога на доходы физических лиц (НДФЛ), говорят эксперты. Правительство России постепенно усиливает контроль над финансовыми потоками, что позволит увеличить налоговые поступления. «Это только начало «обеления» расчетов с работниками организаций, — уверен председатель бюджетного комитета Законодательного собрания Ульяновской области Александр Чепухин. — Следующим шагом может стать контроль за поступлением денег на счета граждан, чтобы отследить, уплатил ли работодатель налоги полностью».

НДФЛ поступает в региональные и муниципальные бюджеты. «В Ульяновской области сейчас недобираем порядка 30% НДФЛ, то есть почти 5 млрд рублей. Эти средства могли бы быть в нашей казне. На мой взгляд, основным источником формирования бюджета должны стать не акцизы, как сегодня, а НДФЛ, это справедливо», — подчеркнул Александр Чепухин.

Эксперты сходятся во мнении, что об эффективности «антиотмывочных» нововведений судить пока рано. Насколько ужесточение контроля за сделками с недвижимостью поможет пополнить бюджет и вывести из тени доходы граждан, станет понятно не раньше 2022 года.

Екатерина Старцева