Сегодня новый митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин провел первую пресс-конференцию для ульяновских журналистов. Лонгин 17 лет был правящим саратовским архиереем, а в Симбирскую епархию его перевели в августе вместо владыки Иосифа, которого, в свою очередь, синод РПЦ отправил в Бурятию. Митрополит рассказал СМИ о первых действиях в регионе, а своими главными задачами он считает строительство новых и сохранение старых храмов, а также воспитание людей. Кроме того, особое внимание, по словам владыки, необходимо уделить приходскому образованию. Также Лонгин отметил, что в Ульяновске очень мало храмов и служб.

Перед началом пресс-конференции митрополит Лонгин обратился к журналистам с вступительным словом:

- Конечно, я только что начал знакомство с городом, с епархией. Поэтому я могу ответить только на те вопросы, на которые я сейчас знаю ответы или догадываюсь о них. Хочу сказать несколько слов о том, в чем, по моему мнению, заключается цель служения архиерея. Первая и главная обязанность – заботиться, чтобы церковь могла осуществлять свое служение на той или иной территории, в данном случае в Ульяновской области, и проповедовать Христа. Подчеркиваю, это главная обязанность, из которой вытекают все последующие. Согласно канонам, Епископ является высшим учителем своей веры. Для себя я сформулировал две основные современные задачи. Первая - это строительство новых храмов в городах, там, где живут люди. Надо признать, что от церквей осталось много руин, поэтому вторая задача – это воспитание людей. Забота о памятниках архитектуры там, где людей становится меньше (деревни). И самая главная забота протоирея - воспитание самоотверженного и благочестивого духовенства, которое могло бы исполнять свое служение, как сказано в старинной поговорке, ради Иисуса, а не ради хлеба куса. Я 17 лет прослужил в Саратовской епархии и, конечно, первое время я буду всё, что здесь увижу, сопоставлять с ней. За эти 17 лет мы открыли там довольно много храмов. Сначала там было 14 приходов, а стало 64. В области было 40 [приходов] – стало 400. Сегодня храмы должны быть в шаговой доступности, как это было раньше. Вспомните Суздаль, на все храмы которого у большевиков, скорее всего, просто не хватило взрывчатки. Или на открытках старого Симбирска мы видим лес куполов. Я убежден, что сегодня поход в храм не должен быть для человека чрезвычайным событием и превращаться в путешествие. Это также позволяет создавать при храмах православные общины, куда люди могут приходить и удовлетворять свои культовые потребности. Еще одна задача архиерея – это реставрация и консервация исторических храмов и зданий, а также посещение приходов. Я хотел бы привести цитату из высказывания святейшего патриарха Кирилла: «Архиерей должен знать всех своих священников, он должен знать, чем они дышат, какое у них настроение, какое у них положение в семье, какое образование. Должен точно знать, что происходит на каждом приходе. Служит ли священник ревностно или прежде всего думает о деньгах, восстанавливаются ли храмы, собирается ли молодежь, издаются ли приходские издания». Особое внимание требует приходское образование. Здесь пока семинарии нет, но до революции она была. Я уже начал заниматься этим вопросом. Провел встречи с руководителями и преподавателями воскресных школ и думаю, что эта тема требует особого внимания. Кроме того, я достаточно часто служу. В этом я не нов, богослужение - это основная часть священнослужителя, в том числе и архиерея.

- У нас в свое время Прокл служил довольно долго, до самой своей смерти. Потом владыки менялись очень часто. Возможно, этот вопрос не к вам, но очень интересно: надолго ли вы к нам?

- Вы знаете, мне тоже очень интересно, но этот вопрос действительно не ко мне. Я не могу обсуждать эти решения. Так произошло. Это все, что я могу ответить. Я не предпринимал никаких усилий для того, чтобы сюда попасть, и не буду предпринимать никаких усилий, чтобы отсюда выйти. Я готов служить здесь до конца своих дней.

Митрополит Лонгин родился в Сухуме. Наверное, поэтому он очень любит грузинскую еду. Об этом он рассказал журналистам за чаепитием

- Действительно, архиепископы менялись в Ульяновской области довольно часто, и в одном из городских пабликов кто-то озвучил версию, что митрополитов сюда отправляют как в ссылку. Как вы к этому относитесь?

- Я не воспринимаю это как ссылку ни в коем случае. Во-первых, так говорить просто несправедливо. Я думаю, это было сказано от какой-то обиды. Я не вижу даже формальных поводов воспринимать это как ссылку. Нормальная епархия. Да, действительно, для того, чтобы территория устойчиво и стабильно развивалась, необходимо, чтобы не было частой смены руководства. И потом, я хочу напомнить, что владыка Прокл скончался, он замечательный был человек, я достаточно хорошо его знал. Владыка Анастасий, насколько я знаю, дожил до пенсионного возраста и ушел на покой. Думаю, что нужно как-то успокоиться с такой боязнью. Не воспринимать происходящее с таким надрывом.

- Можете как-то прокомментировать ситуацию с Барышской епархией (в Жадовском мужском монастыре случилась вспышка коронавируса и скончались трое монахов - прим. ред.). Какие меры приняты?

- По моим сведениям, сейчас там взята ситуация под контроль. Любое место, где люди постоянно живут вместе, питаются в одном помещении – это место повышенной опасности. Именно поэтому многие монастыри были закрыты в связи с повышенной опасностью из-за коронавируса. У нас в Саратовской епархии на карантин были закрыты все монастыри и семинарии. Поэтому до недавнего времени у нас никаких эксцессов с ковидом не было. По крайней мере, до недавнего времени. Сейчас, насколько я знаю, ситуация начала осложняться. Я не знаю, какая была ситуация в монастыре, и сам я там пока не был. Мне еще нужно время, чтобы осмотреть и познакомиться с моей епархией. Мы говорили об этом с Сергеем Морозовым, он мне рассказывал, что у них сейчас там все под контролем. Мы столкнулись с эпидемией, она очень неприятная, от нее умирают люди. Насколько я знаю, скончавшиеся монахи были в группе риска. Сложилась такая ситуация, и наша задача - не допустить, чтобы она повторялась.

- За последние дни на сайте епархии появились указы о новых назначениях. Верно ли то, что ваша команда сейчас занимает те места, которые покинула старая команда?

- Да. Так же как и в Саратове. Места, которые покинула команда, приехавшая вместе со мной, замещает та команда, которая приехала с владыкой Игнатием. Это в общем-то достаточно штатная ситуация. Мне уже показали этот «вопль караула», мол, все пропало, что саратовские настоятели сменяют ульяновских. Я как-то сказал уже, что не собираюсь никого менять просто ради того, чтобы заменить одних людей другими. Это не значит, что я даю торжественное обещание никого и никогда не увольнять. Повторюсь, что архиерей – это надзиратель, и моя задача сделать так, чтобы все подведомственное духовенство работало, и работало активно и успешно. Если я буду видеть, что мои уговоры и какие-то распоряжения, просьбы не выполняются, конечно, я буду принимать в том числе и кадровые решения. Это совершенно естественно. Так поступает любой архиерей, как и любой начальствующий в той сфере, которая ему поручена. Указы, которые вышли, были на вакантные места.

Митрополит Лонгин рассказал, что пришел к вере из-за бабушки

- Вы обсуждали строительство Спасского женского монастыря. Можете ли вы рассказать, о чем вы договорились с Игорем Любченковым. Какие планы были озвучены?

- Мы говорили о строительстве собора, о проекте его убранства. Его еще не существует, но мы приняли решение заказать его в нескольких организациях, чтобы провести тендер. Да, есть благодетель, который строит собор. Да, мы с ним говорили несколько раз, он производит впечатление верующего человека, заинтересованного в том, что он делает. Я надеюсь, что Господь поможет, и собор будет восстановлен. Кроме того, мы пытались давать некое техническое задание архитекторам, которые будут делать проект общего вида монастыря.

- Будут ли восстанавливаться мужские монастыри?

- Я не готов сейчас ответить на этот вопрос, для начала нужно разобраться. Если восстанавливать в Ульяновске монастырь, то только на территории Спасо-Вознесенского собора. Но там сейчас парк (сквер Духовности). Вы представляете, что сейчас будет, если скажем, что мы будем восстанавливать монастырь? Журналистам хватит тем, о чем писать на долгие месяцы. Я считаю, что мужской монастырь нужен, но есть еще проблема в насельниках. Кто будет в нем жить? Эта проблема решаема, но она все же на первом месте. Если будет братство, то камни мы найдем.

- В одном из ваших интервью вы сказали, что считаете меры по закрытию всех храмов и церквей чрезмерными. Изменилось ли ваше мнение?

- Я действительно считаю, что полное закрытие храмов, опечатывание их и прочие вещи – это неправильно. Но при этом я считаю, что должны приниматься соответствующие медицинские меры. Здесь я их не обнаружил, но в Саратовской епархии было строго: мы всегда мерили температуру, обязательно дезинфицировали руки, люди были в масках, выдавали их тем, у кого их нет. Сейчас я заказал к нам сюда градусники. Конечно, мы все надеемся, что постепенно мы вернемся к прежней жизни. При том что все производства, торговые центры и прочее открыто, работает общественный транспорт, закрывать храмы - меры чрезвычайная.

Некоторые отмечают, что митрополит Лонгин похож на Деда Мороза

- Какая у вас позиция насчет отпеваний на дому и уместно ли повышение цен на требы?

- Что касается повышения цен – это зависит от общей экономической ситуации в стране. Церковь живет только на те средства, которые приносят люди в храм. И если хлеб стоит 100 рублей, а свеча - 5 рублей, то через какое-то время работники церкви не смогут купить хлеб. Это простая арифметика. Время от времени цены везде поднимаются. Что касается отпевания на дому, то я не сторонник этого. Это должно совершаться в храме. Когда люди не могут привезти покойника в храм по разным обстоятельствам, это как-то их извиняет. Но если батюшка совершает отпевание в храме, то он за это получает зарплату, а на дому деньги, которые он за это получает, идут ему в карман. Поэтому батюшкам, конечно, выгодно. Такие умельцы есть везде. Это плохо, потому что храмы остаются без средств к существованию, а потом сами эти отпевания, так же как и другие требы, вынесенные из храма, превращаются в пародию. Плюс ко всему у некоторых похоронных агентств есть свои батюшки, которые с ними разделяют некие суммы. Я пытался с этим как-то бороться сначала, но я понял, что плетью обуха не перешибу. И тогда я сделал по-другому: на всех кладбищах Саратова мы построили храмы, и в каждом храме есть священник. И это снизило остроту ситуации на 90 процентов.

- А в чем вы еще видите разницу между Саратовом и Ульяновском, что бы хотели здесь изменить?

- Я пока что не могу сформулировать это в полной мере. Мало храмов. Большинство новых храмов крохотные, деревянные. Службы в них совершаются крайне редко. Я вот в воскресный вечер проехал по нескольким храмам – все закрыто. Это, конечно, неправильно.

- Одним из первых храмов, который вы освятили, стал Спасский собор на улице Дворцовой. Что может сказать митрополия, зная какая ситуация происходит вокруг этой территории?

- Я немного изучал эту ситуация, есть большая подборка документов по этому поводу. Я пока не понял, в чем суть проблемы. Может быть, я плохо еще разобрался, но я знаю, что ведется следствие. И если там есть нарушения и поводы для уголовного наказания, то пусть компетентные органы вынесут эти решения. Я не знаю, что здесь можно сказать. Если это нарушение, значит, оно должно быть наказано.

Новый митрополит рассказал, что его любимое занятие - это собирать грибы, а провожали его из Саратова в Ульяновск со словами "Ну, зато там грибов много". Фото из социальных сетей Лонгина. Кстати, он отметил, что все социальные сети ведет сам

- Знакомы ли вы с проектом «Батюшка онлайн» и как вы относитесь к тому, что человек обращается со своими проблемами в социальных сетях?

- Я этим занимаюсь очень давно. Если вы откроете сайт Саратовской епархии, то увидите рубрику «Вопросы архиерею». Там вы можете прочитать массу моих ответов на вопросы года так с 2003-го. Главное, чтобы священник, который ведет деятельность в интернете оставался верен своему призванию и не превращался в коуч-проповедника.

- Будете ли вы создавать музей?

- Прежде всего нужно решить вопросы материально-технического плана. Потому как кроме этого помещения, где мы с вами находимся, у нас ничего нет. Хотя музей - вещь необходимая. Опять же, простите, что ссылаюсь на Саратовскую епархию, - у нас там был замечательный музей.

- Как вы смотрите на то, чтобы возвращать те помещения, которые ранее относились к Русской православной церкви, а сейчас находятся в ведомстве других учреждений?

- Государство взяло на себя обязательство по возвращению церкви ее имущества, и там, где это можно делать, слава Богу! Там, где это можно сделать без социального напряжения, это хорошо.

- Ранее у нас было хорошо налажено сотрудничество епархии с органами исполнения наказаний. Как у вас эта работа строилась в Саратовской области?

- У нас тоже были очень хорошие взаимоотношения. Здесь это также на хорошем уровне, будем продолжать.

- В каждую колонию - по церкви?

- Если в этом будет необходимость, то да. У меня есть неплохой опыт общения с такими людьми. Несколько человек начали ходить в церковь в колонии и потом не бросали, даже работали у нас. Если даже один человек смог измениться, это оправдывает все наши усилия.

Елена Скворцова