Загадки и странные пугающие истории есть в каждом городе. Симбирск, конечно, в их числе. Исследователь и историк Дмитрий Русин ответил на самые интересные вопросы корреспондента 73online.ru по этой теме и рассказал о главных городских легендах.

Экскурсиями историк Дмитрий Русин занялся ещё в 2018 году, одной из первых и наиболее популярных стала пешеходная экскурсия-прогулка "Мистический Симбирск", включающая в себя посещение таинственных мест старого города. “В экспедициях и архивах я собирал истории о ведьмах и оборотнях, мистических сектах и странных местах”, — рассказывает Дмитрий Русин.

— Какие легенды самые известные в Ульяновске?

Самыми знаковыми являются легенды о Симбирской русалочке Маришке, о призраке плачущей девочки, о кладах Степана Разина и исторический факт о последнем сожжении в России колдуна.

Легенда о Симбирской русалочке. Когда-то давно жила прекрасная вдова Маришка, которая влюбилась в молодого юношу. Однако это не было взаимно, и из-за язвительных шуток окружающих её женщин Маришка решила утопиться в реке. Люди говорят, что после самоубийства вдова являлась на берег и все-таки заполучила возлюбленного.

— Бытует легенда, что Ульяновск — это город, построенный на костях. Так ли это?

— Симбирск-Ульяновск действительно построен на костях. Тут много нерусских кладбищ было до основания города. Да и после революции многие русские кладбища закатали под асфальт.

— Может существуют какие-то исторические предпосылки к мистике в этих местах?

— Может и существуют. Чего только стоит последнее сожжение в городе русского колдуна. Знаете, в Англии из сожжения ведьм в Салеме сделали культ и бренд. В нашем городе мы могли бы сделать также с сожженным колдуном Яковом Яровым. Однако этого пока не произошло.

Призрак плачущей девочки. Как-то раз проститутка 12 лет украла у богатого симбирянина кошелек. Тот был так взбешен, что узнав, кто это сделал, избил бедняжку до смерти. Душа же ее так и не успокоилась. Говорят, что плачущая девочка до сих пор скитается по улицам Ульяновска недалеко от перекрестка улиц Гончарова и Карла Маркса.

— Какие секты есть в Ульяновске?

— Если говорить про мистические секты, то я бы выделил два типа — дворянские и простонародные. Дворянские — это масонские ордена. По количеству масонов наш город был первым в Поволжье. Как говорил один из современников девятнадцатого века, "в Симбирске каждый — масон". Даже крестный писателя Ивана Гончарова был масоном.

Клад Степана Разина. Ходят легенды, будто во время постройки здания Ленинского мемориала был вырыт огромный котлован. Как-то раз рабочие заметили, что в одном месте земля сильно провалилась, открыв выложенный кирпичом коридор. Пройдя по нему, мужчины увидели, что заканчивается он небольшой по размерам комнатой. После того как они вошли, перед их глазами предстала сокровищница с бочками и сундуками, забитыми золотом и драгоценностями. Есть мнение, что эти сокровища когда-то принадлежали Степану Разину. Что произошло с найденным богатством, неизвестно.

— Какие культурные памятники остались с тех времён?

— В Винновской роще был масонский храм, к месту которого мы ходим на экскурсии "Масонский Симбирск". Но масоны — это только дворяне. Простые же люди в губернии вступал в секты Божьих людей (хлыстов) и Белых голубей (скопцов). Это народные мистические секты, где происходили очень странные и подчас шокирующие вещи. Об этом можно подробнее узнать на нашей экскурсии "Религии и секты".

— Есть ли в нашем городе какие-то места, происходящее в которых нельзя объяснить рационально?

— Странных мест у нас немало. Например, в северной части города до сих пор стоит дом, в котором в 90-е годы случился полтергейст или, по-народному, барабашка. Этот барабашка разбивал стекла в доме. Я сам видел тогда эти странные оплавленные разбитые стекла. Ещё больше странных мест в области — Скрипинские Кучуры, особняк Перси-Френч, Бездонный колодец и многие другие.

Скрипинские Кучуры. Ландшафтный памятник природы в Тереньгульском районе Ульяновской области. Представляет собой гряду каменистых холмов, поросших сосновым лесом. Старожилы села Скрипино рассказывали о проживании в этих местах людей, которые в свою очередь видели около каменной гряды необычного большого человека. Ростом он был около двух саженей, (это больше четырех метров, по нашему). Выглядел необычайно сильно, хотя казался старым, чуть сгорбленным. Однако на глазах очевидцев сдвинул огромный валун размером не менее 6-7 метров. Старожилы вспоминают, что у них совсем не возникло чувство страха, скорее наоборот, появилось чувство бодрости и ясности в голове. Незнакомец так же неожиданно исчез, как и появился. Однако след от сдвига большого валуна остался.

Усадьба Перси-Френч. История родом из 1764 года, когда князья Голицыны стали хозяевами Тереньги, купив в свою очередь земли у Долгоруких. Именно Голицыны когда-то давно возвели в центре села трехэтажный особняк. Затем Тереньга перешла во владение царского генерала и тайного советника Александра Скребицкого, о его беспощадности и жестокости к крепостным история сохранило много рассказов. Якобы для пыток крепостных Скребицкий оборудовал в усадьбе секретный подвал с инквизиторскими приспособлениями, похожими на дыбу и гильотину. И именно сюда по легенде горе-помещику доставляли детей для любовных утех, которых больше никто не видел. После смерти Скребицкого усадьба перешла к его родной дочери Софии Стремфельд. В отличие от родителя, она была довольно милосердна и во время голода 1891-1892 годов открыла в Тереньге бесплатную столовую на 50 человек. Однако ни ей, ни Екатерине Перси-Френч не под силу было стереть страшные истории со страниц жизни имения.

Бездонный колодец. В лесу Тереньги, есть колодец, который жители окрестных поселков называют бездонным. По преданию когда-то на этом месте цвели яблоневые и грушевые сады. Именно в этих местах людям явилась икона Иоанна Предтечи, после чего была возведена церковь. Однако много лет назад постройка ушла под землю. После катастрофы на его месте начала бить струя воды. Когда вода спала, местные жители решили проверить глубину колодца. На связанных вместе трех вожжах общей длиной 60 метров опустили двухпудовую гирю. Но до дна не достали. Вода в бездонном колодце считается целебной. Однако, если выпить ее и вести себя плохо, можно сильно заболеть.

— Как вы считаете, мистика заканчивается там, где включается рациональное мышление и логика?

— Мистика — это одна из рациональностей. Сейчас мы большей частью живем в рациональности модерна, отрицающей прежнюю рациональность мистики. Вот и всё. Новая рациональность постмодерна сложнее, и не все её восприняли. Но, возможно, это некий синтез.

Справка 73 онлайн:

Дмитрий Русин — автор проекта “Анатомия Симбирска”, лектор, экскурсовод, историк, кандидат наук, доцент, член Союза экскурсоводов России.

Анастасия Турович