В первом тексте, посвященном грядущим изменениям в системе регионального здравоохранения, 73online.ru рассмотрел создание укрупненной многопрофильной больницы Барышского и Базарносызганского районов, а также Единой больницы Мелекесского района. Теперь в центре внимания областной центр — тут тоже много интересного, спорного и многообещающего одновременно.
Экономия ни при чем
Самое масштабное преобразование — это административное слияние поликлиник № 3, 5 и 6 в Единую поликлинику Нового города. Как и в случае объединения Барышской и Базарносызганской районных больниц, пациентам не грозят изменения в худшую сторону — лечебные заведения, к которым они привыкли за долгие годы, не потеряют ни в кадрах, ни в функционале, ни в ресурсах. Все учреждения продолжат вести терапевтический прием по прежним адресам.
— Основных предпосылок для изменений две, причем о каком-то повышении экономической эффективности речи не идет — его там нет, — говорит министр здравоохранения Ульяновской области Мария Шалягина. — Сокращение нескольких административных должностей не даст никакой экономии, тем более уверена: сокращаемые специалисты найдут себе новое место в городской системе здравоохранения, так как квалифицированные кадры нам очень нужны. Первая проблема, которую мы решаем — это кадровый дефицит. Процент совместительства узких специалистов в поликлиниках № 3 и 5 непомерно высокий. После объединения врачи шестой поликлиники станут по графику принимать пациентов в третьей и пятой — то есть их доступность существенно увеличится. При этом никакой принудиловки для врачей — квотирование талонов перераспределится в рамках рабочего времени, вся дополнительно возникшая нагрузка будет оплачена. Оформление совместительства произойдет в рамках одного лечебного учреждения, что тоже дополнительно оплачивается.
Вторая причина — это нехватка медицинского оборудования в поликлиниках № 3 и 6. В пятой поликлинике, допустим, есть компьютерный томограф, оборудование для эндоскопических исследований, маммограф, УЗИ экспертного класса. И жители Нового города, приписанные к другим медучреждениям, сейчас имеют доступ к ним только через самостоятельную запись, во вторую очередь, после пациентов пятой поликлиники. Либо без очереди, но платно. После объединения данная «дискриминация» ликвидируется, запись на все исследования будет производиться в единый список. И, что немаловажно, без дополнительной суеты со стороны пациента: не нужно никуда звонить, идти или писать, сотрудники регистратуры сами оформят направление на исследование или на прием к узкому специалисту в ближайшее доступное время.
Возможности, которые нельзя не использовать
Дополнительные и очень существенные плюсы: всем жителям Нового города становятся максимально доступными центр онкологической амбулаторной помощи (ЦОАП) и женская консультация, расположенные в поликлинике № 5. Раньше в ЦОАП в первую очередь обслуживали «своих», а в женскую консультацию пациентки поликлиник № 3 и 6 были вынуждены ездить в Перинатальный центр на Сурова, 4. После объединения в женской консультации на Созидателей, 11, будет развернут дневной гинекологический стационар. При этом Новый город — район с самой лучшей транспортной доступностью в Ульяновске, поэтому перемещение между филиалами Единой поликлиники не доставит особых проблем (от шестой до пятой поликлиники 10-15 минут на общественном транспорте, от третьей — 12 минут пешком, минут пять – на маршрутке или троллейбусе).
Как в Барыше и Базарном Сызгане, заработает Единая служба неотложной помощи с общей диспетчерской службой. Это позволит равномерно распределять нагрузку между бригадами и сокращать время их доезда по вызовам. Забор материалов для анализов продолжат осуществлять по прежним адресам, а вот обрабатывать их будет единая клинико-диагностическая лаборатория — это быстрее и качественнее.
— Большая часть планируемых изменений обусловлена развитием информационных технологий, – говорит министр. — Существующие программные решения дают возможность быстро и эффективно обрабатывать информацию, предоставлять медицинскую помощь ульяновцам более качественной и оперативной. И мы обязаны их использовать.
Справка 73online
Объединение лечебных учреждений — не ульяновское ноу-хау. Подобная схема оптимизации медицинских и организационных процессов с целью повышения доступности врачебной помощи и более эффективного использования ресурсов сферы здравоохранения была разработана в Европе, а в России начала реализовываться в 2012 году в Москве – в мэрии тогда заявили о грядущем создании 50 многофункциональных медицинских центров. Напрямую сравнивать московскую программу обновления с региональными некорректно, ведь у столицы своя специфика (масштабы — меняли все и сразу, огромное количество жителей и лечебных учреждений, сложная логистика, объем бюджетных ассигнований и т.д.), но факт остается фактом: новая система работает эффективней старой, никаких коллапсов и провалов не произошло. В исследовании Высшей школы экономики «Процессы концентрации и интеграции медицинских служб в зарубежном и отечественном здравоохранении: есть ли приращение эффекта?» приводятся следующие данные: в рамках амбулаторного объединения в Москве время ожидания приема специалистами сократилось в два-три раза, исследования с использованием компьютерных томографов — в четыре, МРТ — в три, а УЗИ — в полтора раза.
Уже несколько лет активно реализуется объединение медучреждений в Татарстане, Рязанской, Псковской и Пензенской областях — везде отмечается положительный эффект.
У Ульяновской области тоже есть подобный опыт — в 2014 году произошло объединение разрозненных детских медучреждений правобережья Ульяновска в единую Детскую городскую клиническую больницу. Сегодня она обслуживает 75 процентов детского населения областного центра. Десять лет назад многие отнеслись к реорганизации критично. Но время доказало правильность принятого решения: ликвидирована кредиторская задолженность объединившихся учреждений, улучшена кадровая укомплектованность, повышена эффективность использования имеющихся площадей, произведена централизация служб административно-хозяйственного персонала, регулярно закупается новое оборудование, проводятся масштабные ремонтные работы согласно стандартам «Бережливой поликлиники» и др. Это объективно одно из лучших медучреждений города.
Менять нельзя оставить
Наиболее неоднозначно выглядит ситуация с предварительно анонсированным объединением Детской специализированной психоневрологической больницы № 1 (ДСПБ №1, Киевский бульвар, 6А) с городской клинической больницей святого апостола Андрея Первозванного (ГКБ, вр. Сурова, 4). Лечение деток с неврологическими патологиями — вопрос очень деликатный. Родители маленьких пациентов живут в огромном стрессе, дорожат предоставляемыми им возможностями терапии и в любых не до конца понятных изменениях чувствуют угрозу тому укладу, который они выстраивали с огромным трудом. Что, объединение? Не хотим, а то ведь хуже станет! И их невозможно винить в подобной реакции. В ДСПБ их чадам предоставляется широкий спектр реабилитационного лечения: плавание, ЛФК, тренажеры и так далее — где еще такое получишь?
У министерства, которое просто обязано грамотно и эффективно управлять вверенными ресурсами, тоже понятная логика. При вместимости круглосуточного стационара в 30 коек, обычно в нем находятся 3-4 пациента. На дневном стационаре единовременно может находиться до 90 человек, в реальности же — 5-10, не больше. Имеющаяся возможность амбулаторного приема практически не востребована. По факту ДСПБ сейчас больше похоже на детский сад с опцией реабилитации, а не на больницу, где осуществляется полноценное лечение. С административно-хозяйственной, юридической, да и с сущностной точек зрения — непорядок. Так или иначе, ставить запятую в предложении «Менять нельзя оставить» все же придется.
Медицина или реабилитация?
У проблемы есть три возможных варианта решения, и ни один из них не идеален. Первый — сделать ДСПБ полноценным профильным учреждением, чтобы и реабилитация, и лечение были в полном объеме. Но добиться этого очень и очень непросто. В номенклатуре медицинских организаций нет психоневрологических организаций, так как неврологическое лечение финансируется Фондом обязательного медицинского страхования, а психиатрическая – из регионального бюджета.
— Допустим, можно придумать какое-то корректное название и решить эту проблему — тогда больницу нужно либо строить заново, либо капитально реконструировать, — рассказывает Мария Шлягина. — Потому что нужно иметь приемное и реабилитационное отделения, палаты интенсивной терапии и тому подобное. Это огромный дорогой и долговременный проект, который регион сейчас вряд ли потянет.
Второй вариант — то самое объединение ДСПБ с ГКБ на Сурова, о котором говорилось выше. В первом учреждении сильно развита реабилитационная часть, во втором — медицинская. По замыслу Минздрава, объединение повысит доступность и качество услуг, исправит все юридические коллизии и позволит ДСПБ полноценно развиваться. Одно но: в объединенной больнице не будет места педагогическим работникам, которые сейчас работают на Киевском, 6А — в штатном расписании ведомства просто нет таких позиций. Наконец, третий вариант — исключить медицинскую составляющую, сосредоточится на реабилитации и сделать из больницы аналог многопрофильного центра «Подсолнух» (Герасимова, 9). Юридически это означает смену подведомственности — с Минздрава на Министерство социального развития, а из штата будут выведены все врачебные специальности. Предварительные межведомственные консультации проведены, противопоказаний, как говорится, нет. Зато есть большая потребность — в том же «Подсолнухе» сейчас очередь желающих из Заволжья.
— Вопрос еще не решен. Продолжим обсуждать его с администрацией ДСПБ, с родителями, со специалистами, — говорит министр. — Будем искать оптимальный вариант. Наша главная задача — не навредить.
Влад Градов
Фото: министерство здравоохранения Ульяновской области