По данным 73online.ru, оптимизация минздрава может поставить под угрозу дальнейшее функционирование здравпунктов вузов и сузов региона. Чиновники здравоохранения и образования несколько месяцев подряд ссылаются на свои законы и не могут определиться, из какого бюджета фельдшеры должны получать зарплату. Опрошенные эксперты расходятся во мнениях, но согласны в одном - 25 тысяч студентов Ульяновской области рискуют лишиться медицинской помощи.

Первыми забили тревогу в КПРФ. Ранее все студенты Ульяновской области были прикреплены к студенческой поликлинике, но несколько дет назад ее объединили с городской поликлиникой №1 им. Кирова. Недавно руководство медучреждения уведомило все образовательные организации о намерении закрыть данные здравпункты либо о переходе на договорные отношения. Как выяснилось, их деятельность не финансируется ни из ТФОМС, ни из бюджета региона. Всего таких объектов на территории области 22, плюс студенческая поликлиника с 25 000 обслуживаемых студентов, но без прикрепления. На их содержание требуется около 30 млн рублей в год. «По сути это решение лишает студентов возможности получать медицинские услуги по месту обучения», - утверждают коммунисты.

Алексей Куринный пояснил, что в законе об образовании формулировка размытая: документ сообщает о том, что финансированием здравпункта для студентов должны заниматься органы исполнительной власти - у вузов и сузов таких полномочий нет. Прежде из ТФОМС оплату за каждое обращение получала студенческая поликлиника, но после реформы деньги стали поступать лишь за прикрепленное население, а ведь многие учащиеся прописаны в районах области.

Опасения политика разделяет и ректор Ульяновского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина Виталий Исайчев. Здравпункт для студентов находится в поселке Октябрьский. По словам Исайчева, в законе все четко - вуз предоставляет на безвозмездной основе помещение, мебель, необходимое оборудование, а услуги по оказанию первичной медицинской помощи оплачивает региональный минздрав. Особую тревогу вызывает то, что при университетах работают колледжи, в которых обучаются сотни несовершеннолетних ребят.

С таким мнением согласны и в УлГУ. Проректор по молодежной политике и социальной работе Татьяна Кириллова пояснила, что в начале 2022 года региональный минздрав потребовал от учебных учреждений зарплату для медиков. Однако для вузов это значит нецелевое расходование денежных средств: «Права на оказание платных медицинских услуг у университета нет, нет лицензии. На такие нарушения мы не пойдем, это репутация и риски. Тема очень чувствительная, в здравпунктах оказывают не только первую помощь студентам, но и проводят медосмотры, вакцинацию от COVID-19».

В УлГТУ и УлГПУ на момент подготовки публикации получить комментарии не удалось. Однако, по информации источников 73online.ru, позиция ректоров аналогичная - например, руководитель политеха Надежда Ярушкина обратилась с официальным письмом в Минздрав РФ с просьбой дать свои разъяснения. Не исключено, что речь может идти о превышении полномочий медицинских чиновников Ульяновской области, которые затребовали оплату услуг.

Замминистра здравоохранения Олеся Колотик-Каменева в разговоре с 73online.ru заявила, что ликвидация здравпунктов для студентов не рассматривается. Одновременно с этим она подтвердила, что с конца апреля ведется обсуждение вопроса источника финансового обеспечения их деятельности из-за разногласий с вузами. В минздраве ссылаются на территориальную программу госгарантий, которая работает по принципу прикрепления и по факту оказания медпомощи. Она финансируется из двух источников - ТФОМС и регионального бюджета. Однако, по словам чиновника, затраты на здравпункты госзаданием не предусмотрены.

- Цели лишить помощи студентов у нас нет, мы просим федеральный минздрав разъяснить трактовку закона, чтобы привести его в соответствие, находимся в обсуждении. Использовать бюджетные средства мы можем только по целевому назначению, - сказала Колотик-Каменева.

По ее словам, университеты и техникумы могли бы взять свои здравпункты на полное финансовое обеспечение, якобы такая практика есть в других регионах. В настоящее время в здравпункте фельдшера на постоянной основе не предусмотрено, медработник приходит туда по графику. «Неотложная помощь должна оказываться в течение двух часов, если требуется скорая помощь, то за 20 минут приезжают медики по вызову. У каждого свои полномочия», - считают в минздраве.

Олеся Колотик-Каменева также добавила, что лето - время отпусков, а отдых положен сотрудникам здравпунктов по законодательству. С таким мнением не согласен ректор УлГАУ Виталий Исайчев: «Летняя практика у студентов не прерывается, мы постоянно в поле, проводим испытания. Оставлять без помощи ребят в такое время - недопустимо».

На реплику минздрава о возможности изыскивать средства из бюджетов вузов в университетах восприняли в штыки. Собеседники утверждают, что «прогнать» всех студентов через частные медицинские центры на условии договора «выльется в копеечку». Известно, что об этом задумался лишь ректор УлГУ Борис Костишко, в настоящее время эта возможность обсуждается, решение не принято. По подсчетам депутата Алексея Куринного, на оплату труда фельдшеров всех здравпунктов в Ульяновской области потребуется порядка 6 млн рублей ежегодно (по 1,5 млн рублей на каждый университет, за исключением УИ ГА, который стоит особняком - прим.). Коммунист видит выход из ситуации в прикреплении всех студентов к городской поликлинике №1 им. Кирова либо выделении средств из областного бюджета на дополнительные расходы.

Дарья Косаринова