Региональное минприроды не смогло в этом году получить 600 млн рублей на рекультивацию свалки в Красном Яре, работы откладываются на 2022-2024 гг. Ведомство винит подрядчика, который не выполнял обязательства по подготовке проектно-сметной документации, и объявляет новый конкурс. Однако компания заявляет, что вина лежит на чиновниках.
Бывший глава ульяновского Росприроднадзора Александр Каплин в очередной раз пеняет областному минприроды на нерасторопность. В социальной сети он опубликовал документ об изменении распределения субсидий между регионами на ликвидацию участков накопленного экологического вреда (постановление размещено на сайте правительства РФ 20 июля - прим. ред.). Это 6,2 млрд рублей, которые перечислят по проекту "Чистая страна". Ульяновские чиновники около двух лет назад заявляли о планах включить в этот проект свалку в Красном Яре и получить около 600 млн рублей. Однако деньги до сих пор не поступили, в опубликованном Александром Каплиным списке нашего региона нет.
Как утверждает г-н Каплин, кроме рекультивации свалки под критерии федерального проекта подходят также мазутохранилище на Нижней террасе и нефтяное загрязнение в ООПТ "Винновская роща". Однако "очередные миллиарды прошли мимо".
Напомним, мусорный полигон возле Красного Яра долгие годы был и является большой экологической проблемой. Предыдущий его хозяин — ООО "Полигон" — был признан банкротом. Хозяйственные работы на полигоне не проводили, поэтому мусорный курган постоянно горел из-за выделения газа. В 2015 году пожар охватил значительную часть полигона. В 2016-м его фактически закрыли. Первую заявку на включение в программу "Чистая страна" подавали в ноябре 2017 года, но федеральный центр потребовал выполнить некоторые условия. В 2018 году Гульнара Рахматулина, на тот момент замминистра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов, а ныне и.о. министра природы, вновь заявила о попытке включения свалки в госпрограмму.
В региональном минприроды говорят, что в течение 2018-2020 годов направляли в Министерство природных ресурсов и экологии РФ письма о выделении финансирования на ликвидацию объектов накопленного экологического ущерба. Для этого необходимо было подготовить проектно-сметную документацию, но подвел подрядчик — ООО "Размах ГП".
— В 2019 году был заключен договор на разработку ПСД на ликвидацию объекта в селе Красный Яр (тогда министром природы был Дмитрий Федоров — прим. ред.). Подрядчик не выполнил свои обязательства, контракт был расторгнут в одностороннем порядке. Подрядчик занесён в реестр недобросовестных поставщиков Федеральной антимонопольной службой, — рассказали в минприроды.
- ООО "Размах ГП" зарегистрировано в Санкт-Петербурге, входит в федеральную группу инжиниринговых компаний "Размах". Принадлежит Полине Эрлих и Сергею Ефремову. 13 июля башкирское управление ФАС включило компанию в реестр недобросовестных поставщиков. Антимонопольщики объяснили решение тем, что компания не выполнила в срок разработку проекта санации загрязненной территории бывшего завода "Уфахимпром". ООО "Размах ГП" не согласно и намерено обжаловать решение.
Представитель ООО "Размах ГП" Екатерина Иванова сообщила 73online.ru, что работы действительно не были выполнены, но не по вине компании:
— Любая подготовка проектной документации по проектам накопленного экологического ущерба предполагает значительный объем бюрократической работы — это формализованный процесс, и подрядчик не имеет права приступать к работе, пока у него нет на руках всей необходимой разрешительной документации (лицензии, проекта капитального строительства полигона, заключения экспертизы и т.д.), потому что в ее отсутствие невозможно корректно изучить объект и спланировать необходимые мероприятия. Также на объекте необходимо было произвести историко-культурную экспертизу. Этот блок работ по контракту также должны были выполнять не мы. О том, что документация не укомплектована, мы сообщали министерству неоднократно и в итоге приостановили работы до момента исполнения заказчиком своих обязательств. Исполнены они так и не были, в результате и исполнить работы было невозможно. Со своей стороны мы были готовы продлить срок производства работ на тот срок, который понадобится заказчику на сбор необходимых документов.
Сейчас в региональном минприроды говорят, что в соответствии с последним полученным от Минприроды РФ ответом готовят конкурсную документацию на разработку ПСД и получение заключения госэкспертизы на два объекта — свалку в Красном Яре и нефтезагрязнение в Винновской роще. В случае заключения нового контракта работы по ликвидации свалки планируется выполнить в 2022-2024 гг. На это требуется около 600 млн рублей, на ликвидацию загрязнения в Винновской роще - 471 млн рублей.
— В случае отказа в выделении федеральных средств минприроды Ульяновской области будет продолжать работу в данном направлении, — заверяют в ведомстве.
Экоактивист Александр Брагин считает, что чиновникам следовало ответственнее отнестись к аукциону, и сейчас регион рискует остаться без федеральной помощи:
— Ульяновская область в 2017-2018 годах обосновала свое участие, нас включили в федеральный проект. От региона требовалось выделить деньги на подготовку проектно-сметной документации. Ее должны были разработать в 2019 году, чтобы в 2020-м получить деньги на все три объекта. Но так как документы делали тяп-ляп, то аукцион выиграла фирма "ни о чем". Винить подрядчиков смешно. Прежде чем готовить документацию, надо изучить, кто это может сделать, нормально подготовиться [к торгам]. Сейчас мы можем остаться у разбитого корыта. Финансирование по федеральному проекту рассчитано на 2023-2024 годы. Все регионы должны были в 2018-2019 годах решить свои вопросы, чтобы сейчас начать работу. ПСД разрабатывается, чтобы уточнить сумму работ на объекте. Многие регионы таким образом увеличили затратную часть, и из общей суммы те деньги, которые Ульяновск не получил, пойдут в регионы, которые уже прошли этот этап. Нас никто не будет ждать, деньги просто раздадут.
Говоря о ситуации в Красном Яре, эколог отмечает, что проблема с мусорной свалкой никуда не делась, газы там продолжают скапливаться, и "может в любой момент рвануть".
Председатель Экологической палаты Ульяновской области Алексей Сидоров считает, что виноваты не чиновники, а пробелы в законодательстве. По его словам, мнение по поводу свалки в Красном Яре может быть только одно — ее надо рекультивировать в кратчайшие сроки:
— Конкурсы у нас открытые, участвовать может кто хочет. В результате открытых торгов победила организация, которая, по информации министерства, обязательства не выполнила. Минприроды в этой ситуации никак на нее повлиять не может, кроме как не платить. Соответственно, законодательная база не позволяет быстро перезаключить контракт с каким-то участником, приходится снова выходить на торги. Вся эта неповоротливая государственная машина и родила эту проблему. То есть дело не в чиновниках, а в законодательстве, на мой взгляд.
Напомним, ранее региональное минприроды критиковали за задержку при получении субсидий для мусорных операторов. В ведомстве говорили, что подали заявку одними из первых, но Минприроды РФ включило регион во вторую волну выплат. По последней информации от областного министерства, деньги еще не поступили.
Андрей Семенов