Министр транспорта Евгений Лазарев отчитался перед профильным комитетом ЗСО: получил замечание за плохую подготовку цифр, пообещал депутатам новые европейские остановки и попросил поддержать законопроект о штрафах для перевозчиков. После него Дмитрий Вавилин ответил за промышленность: в основном говорили о безработице и ситуации с кадрами на ключевых предприятиях региона.

На заседание комитета в ЗСО министр Евгений Лазарев пришёл с костылем — проблемы с ногой. Отшутился, что «бандиты». Чиновник сообщил о намерении штрафовать перевозчиков, которые не передают свои данные в спецпрограмму по отслеживанию ГЛОНАСС. Всего в системе должны отметиться около 2000 автобусов по области, и 700 — по Ульяновску. За несоблюдение этого требования министерство намерено штрафовать перевозчиков на суммы до 40 тысяч рублей, а если нарушения систематические — лишать лицензии. Директор ПАТП-1, депутат Михаил Рожков забеспокоился: по его мнению, штраф слишком жестокий, «как голову отрубить». Министр попытался его успокоить, сказав, что нижняя планка наказания — 10 тысяч рублей. Окончательное решение будет приниматься в частном порядке.

Лидеры фракций КПРФ Айрат Гибатдинов и ЛДПР Дмитрий Грачев остались недовольны законопроектом — по их мнению, он недоработан, нет критериев применяемости и порядка определения наказания. «Это будет субъективно: сидит кто-то в министерстве: захотел — одного штрафанул, с другим решил. Будем так плодить коррупцию», — считает Айрат Гибатдинов. Евгений Лазарев все-таки просил депутатов поддержать проект, так как иных механизмов воздействия на перевозчиков нет. Михаил Рожков пообещал проголосовать за, но только если соразмерность штрафов будет доработана.

Евгений Лазарев: «ГЛОНАСС — федеральное требование, каждый перевозчик обязан подключиться»

Наконец, перешли к отчету. «Прошедший год стал тяжёлым для отрасли», — вздохнул Лазарев, начиная свою речь. Цифры в его докладе повторяли ранее озвученные на коллегии минтранса. Чтобы обеспечить работу общественного транспорта, отрасли выделили 793 миллиона рублей, за счет этих денег регион помог государственным и коммерческим перевозчикам с возмещением лизинговых платежей за 145 новых автобусов среднего класса «СИМАЗ». Они более экологичные, вместительные и удобные. В течение последних 5 лет куплено 455 новых автобусов и 29 новых трамвайных вагонов. В 2020 году министерство начало работать над переходом Ульяновской области на использование транспортной карты «Тройка», которой можно будет оплачивать проезд в других регионах-участниках программы. Лазарев рассказал, что в 2020 году в местах концентрации ДТП установили еще 24 камеры фото- и видеофиксации, доведя их общее количество до 224 и превысив план на 19 камер. Чтобы выполнить целевой показатель, до 2024 года осталось установить всего одну камеру.

По словам министра, кредиторская задолженность по итогам года составила 350 миллионов рублей, она гасится в пределах лимитов. Лазарев посетовал на рост цен: битум в разгар ремонтного сезона в августе сильно подорожал. Зато по старой стоимости успели купить металл для строительства пешеходной части моста через Волгу, сильно сэкономив.

Коммунист Дмитрий Алексеев возмутился тем, что власти Карсунского района ремонтируют дороги местного значения не щебнем, как требует техническое задание, а глиной и песком. «Глина на глине! Вопрос с бородой второй год», — возмущался Алексеев. Министр обещал весной разобраться в вопросе. Единоросс Василий Гвоздев поднял вопрос по заездным карманам и парковкам рядом с соцобъектами, в частности больницами. Айрат Гибатдинов согласился: «С этим и правда беда: к садикам, поликлиникам ни пройти, ни проехать, только ноги все переломаешь! Как туда детей водить?».

Лазарев в свою очередь анонсировал пилотный проект по современным остановочным пунктам «венского типа». Подробности раскрывать не стал, обещал презентовать в скором времени. Но известно, что «венские» остановки — это приподнятый над дорогой участок на месте высадки/посадки пассажиров, который совпадает по уровню с полом общественного транспорта. Депутаты в ответ посмеялись, припомнив проект с умными остановками. В городе в итоге установили только одну: проект провалился из-за пандемии, инициатор «Сбер» отказался от реализации.

Депутат Михаил Рожков попросил министерство и в нынешнем году продолжать поддерживать перевозчиков. По его словам, за 2 месяца этого года пассажиропоток снизился на 30%.

Отчет Евгения Лазарева в итоге приняли большинством голосов, против высказались только трое.

За министерство промышленности отчитывался Дмитрий Вавилин. Это был его второй доклад за день — до обеда он выступал как глава минэкономразвития, поэтому по второму своему отчету чиновник пробежался быстро.

По словам Вавилина, основной промышленный комплекс 2 месяца, апрель и май, находился в вынужденном простое из-за локдауна. За время пандемии 50 организаций перешли на выпуск медицинских масок и сейчас изготавливается по 600 тысяч в сутки, компания «Бостон» пошила 60 тысяч защитных костюмов для медработников. УАЗ и «Автодом» выпустили 1000 спецавтомобилей. В четвертом квартале промышленность полностью восстановилось. На поддержку предприятий из регионального бюджета выделили 270 миллионов рублей — Вавилин поблагодарил за это резервный фонд.

Дмитрий Вавилин: «Принципиально меняем подход в сфере промышленного производства»

Отдельно Вавилин остановился на ситуации на рынке труда. По его словам, до пандемии на бирже стояло 2 тысячи человек, и уровень безработицы в регионе был одним из самых низких в Приволжском федеральном округе и России. На пике эпидемии количество безработных составляло уже 30 тысяч человек — за счет малого и среднего предпринимательства, особо пострадавших отраслей. Благодаря принятым властями мерам в конце 2020 года безработных было уже 22 тысячи, сейчас — 17 тысяч. В правительстве намерены вернуться к допандемийному уровню в 2-3 тысячи безработных уже к середине года. «Есть уверенность, потому что большинство промышленных предприятий сейчас испытывают острую потребность в сотрудниках», — заявил Вавилин.

Представитель УАЗа рассказал, что за 2020 год численность сотрудников сократилась почти на 700 человек (с 7,4 до 6,7 тысячи), из которых 200 были переведены на другие предприятия. Сейчас на автозаводе открыты 120 вакансий рабочих специальностей, на кузнечное производство нужны 200 человек. Представитель другого крупнейшего предприятия региона, «Авиастара», сообщил, что за 2020 год с завода было уволено около 500 сотрудников, при этом по инициативе работодателя всего 50. Сейчас «Авиастару» нужны еще 350 рабочих, но после недавнего визита министра обороны РФ Сергея Шойгу, потребовавшего увеличить объемы производства в два раза, цифра наверняка будет пересмотрена.

О ситуации на «Авиастаре»

Дмитрий Грачев вспомнил ситуацию на «Авиастаре» почти годичной давности, когда рабочие протестовали против новой системы оплаты труда, и поинтересовался, как обстоят дела сейчас. Также депутат спросил, есть ли у предприятия возможности для выполнения поставленной министром обороны задачи. Представитель «Авиастара» пояснил, что причиной недовольства рабочих было в том числе отсутствие полноценной системы обратной связи: персоналу просто не объяснили все нюансы перехода на другую систему. Пришлось создать комиссию, разработать поэтапный план перехода на новую схему расчета, который реализуется до сих пор. Замечаний от работников нет, говорит представитель предприятия. В то же время он отмечает, что перед «Авиастаром» стоит задача серьезного повышения производительности труда, и без изменения системы оплаты ее не выполнить. Что касается целей, поставленных Сергеем Шойгу, то для их достижения нужно решить много вопросов. «Но с сентября у нас произошла смена руководства, появилось много энергичных и опытных людей, которые приехали с Комсомольска-на-Амуре, где одного из наиболее эффективных самолетных производств. Эти кадры смогут изменить ситуацию в лучшую сторону и выполнить оборонный заказ», — сообщил сотрудник «Авиастара»

На защиту рабочих авиазавода встал Айрат Гибатдинов, заявив, что ситуация с зарплатами — вопрос не стратегии развития, а выживания. Депутат попросил представителя «Авиастара» передать новому руководству, чтобы с персоналом общалось «попроще».

Отчета министерства промышленности депутаты в итоге приняли.