На заседании комитета по аграрной и продовольственной политике ЗСО в понедельник при обсуждении субсидирования проектов сельского туризма на территории области выяснилось, что выделенные 10 млн на строительство базы отдыха «Образцовая» в Инзенском районе фермер Олег Чернецов по назначению не использовал: из-за развода счета оказались заморожены, а сейчас его банкротят. Депутаты высказали министру Леушкину недовольство: расходование гранта в моменте контролируется плохо, хотя проектов в год реализуется один-три.

Субсидирование туризма на селе дало сбой

В Ульяновской области проводится конкурсный отбор на получение гранта, мера введена федеральным правительством страны с 2022 года. Поддержка малых форм хозяйствования предусматривает авансирование до 75-90% предстоящих расходов на реализацию проектов, к примеру, 10 млн руб. (при софинансировании 25%). Средства можно потратить на строительство или реконструкцию средств размещения, подключение к электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, проведение работ по благоустройству и так далее.
О конкурсном отборе

Как пояснил депутатам на заседании министр АПК Алексей Леушкин, при проведении конкурсного отбора проектов развития сельского туризма конкурсанты направляют заявочную документацию в Минсельхоз России. Еще в 2022 году одним из победителей стал фермер Олег Чернецов из Инзенского района. На развитие рыбоводческой базы отдыха «Образцовая» он выиграл 10 млн рублей (общая стоимость проекта — 20, 6 млн). Предполагалось, что в селе Труслейка построят кафе, гостиницу на десять номеров, три банных комплекса, пять туристических домиков, конеферму, искусственный водоем для выращивания осетровых рыб.

Однако средства гранта освоены частично (есть срубы двух домов и столовой), по факту — место отдыха не создано, поэтому с фермера требуют вернуть грантовые миллионы. Леушкин уточнил, что для этого министерство обратилось в Арбитражный суд. По этому делу судебный процесс еще идет.

Ищут виноватых

Председатель Счетной палаты Елена Блинкова вынесла вердикт: на лицо низкий контроль со стороны министерства.

— Ведомство не обратилось с претензией к грантополучателю вернуть средства. Бизнесмен получил в банк живые деньги в 2022 году. Срок реализации был 18 месяцев, но он ничего не сделал и деньги не вернул. На третье сентября 2025 года было назначено первое заседание, на него представители министерства не явились, поэтому заседание отложили, а деньги до сих пор не возращены, — рассказала она, упрекнув министра, что обращение в арбитраж было лишь накануне проверки.

По словам Леушкина, фермер подавал промежуточный отчет о пруде, на котором можно рыбачить, других контрольных мероприятий не было:

— Был ковид, действовал мораторий на проверки. Кроме того, при министерстве нет специалиста, который осуществляет контроль. Дополнительную ставку не дают.

Блинкова возразила:

— Когда раздаете субсидии в виде грантов, вы обязаны контролировать процесс. Это есть в бюджетном кодексе. Законодательно есть все полномочия на это.

Депутат Мария Шпак с нескрываемым недовольством добавила, что при одном-трех проектах в год не уследили, как расходуются деньги, и потребовала рассказать, как выстраивается работа с предпринимателем.

Начальник юридического отдела министерства Игорь Тимохин рассказал, что Чернецов — соучредитель крупного в Инзенском районе ООО «Крона» (основной вид деятельности — лесозаготовки), поэтому не было мысли о возможных проблемах. Но в октябре 2022 года появилось решение Инзенского районного суда по иску его супруги о взыскании 13 млн рублей. Поэтому на счета Чернецова наложили арест. Судебная тяжба продолжилась в областном суде, сумма иска выросла до 23 млн рублей. За это время он успел предоставить несколько платежек на изготовление домов. Последний отчет был в январе 2024 года.

Министерство дождалось окончательного решения суда и направило заявление о включении в реестр кредиторов. Сейчас Чернецов проходит процедуру банкротства (в 2024 году выручка составила 29,5 млн, чистая прибыль — 100 тыс., — прим ред.).

Елена Блинкова заметила, что 8 млн — федеральные деньги. Это значит, что их потребуют вернуть: «А вернем ли мы с Чернецова — вопрос. Как итог — ущерб бюджету».

Мария Шпак посоветовала Центру компетенций жестче следить за календарным планом строек. Также она считает, что нужно отрабатывать гранты с теми, кто зарекомендовал себя. В пример привела основательницу рыбной фермы «Янтарный ручей» Оксану Дудко и входящее в холдинг «Проминвест» нефтяников Мясниковых ООО «Агро-Нептун» — в селе Троицкий Сунгур появился «Казачий хутор».

Фото: скрины с видео ЗСО

Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online

Вера Меркулова