Симбирский отряд вооруженных судов просуществовал меньше месяца, провел два сражения и оба разгромно проиграл.

Мичман Мейрер

В июне 1918 года батальон легионеров Чехословацкого корпуса был внезапно переброшен на пароходе “Мефодий” из Самары под Ставрополь, где чехи неожиданным десантом легко взяли город. Всем стало понятно значение реки для начинающейся войны в Поволжье: это главная транспортная артерия региона, и кто берет под контроль реку, тот в войне и побеждает.

Штаб Чехословацкого корпуса разрешил командовавшему “Мефодием” мичману Георгию Мейреру создать Волжскую военную флотилию, реквизируя для нее любые гражданские пароходы. Он облюбовал в Самаре два мощных буксира: "Фельдмаршал Милютин" — могучий, один из самых больших пароходов на Волге, и другой поменьше — "Вульф".

Мичману, вдруг ставшему командующим флотилии, было 22 года. В походе на Ставрополь он впервые в жизни управлял пароходом.

Комиссар Берлин

Казанский студент Лев Берлин, участник городского революционного подполья, был чуть младше Мейрера (в университет он поступил в 1915 году). Он с восторгом встретил Октябрьскую революцию, содействовал установлению в Казани советской власти, участвовал в формировании Первого Казанского красногвардейского батальона военных моряков.

Летом 1918 года его направили в Симбирск. Вчерашний студент был назначен комиссаром Симбирского отряда вооруженных пароходов, и ему поставили задачу остановить идущую на город флотилию белых.

Симбирский отряд был создан комиссаром из пяти реквизированных на пристани пароходов:

«Ольга» (переименован в «Авангард Революции»). Построен в 1899 г. Водоизмещение 445 т. Вооружение: одна 122-мм гаубица, одна 76-мм пушка обр. 1902 г., два пулемета;

«Коновод». Построен в 1894 г. Вооружение: три 76-мм пушки обр. 1902 г., 6 пулеметов;

«Лев». Построен в 1901 г. Вооружение: одна 76-мм пушка обр. 1902 г., одна 37-мм пушка Гочкиса;

«Братство». Построен в 1896 г. Вооружение неизвестно.

«Дело Советов». Экипаж 52 человека. Вооружение: одна 76-мм пушка обр. 1902 г.

Красная Волжская военная флотилия, 1918 год.

“Дело советов”

Вместе с белой флотилией на Симбирск по левому берегу Волги наступала бригада подполковника Каппеля. В Симбирске началась паника. Большевики и чекисты бросились бежать из города, для чего отобрали у Берлина четыре из пяти пароходов и отправились на них аж до Нижнего.

И это, кстати, ставит под большое сомнение историю про 400 расстрелянных в Симбирске после взятия его Каппелем. В городе тогда просто не осталось столько людей, которых белым захотелось бы расстрелять.

В бой навстречу белым пошел только пароход “Дело советов”.

Этот бой стал первым в истории красной Волжской военной флотилии и ее первой легендой: 18 июля один красный пароход вступил в бой с двумя белыми и, выпустив по ним за 35 минут 250 снарядов, разбил на одном рулевую рубку (корабль потерял управление и вышел из боя), а на втором взорвал боекомплект, из-за чего противник быстро затонул, объятый пламенем. Сам пароход «Дело советов» повреждений не получил и вернулся в Симбирск с триумфом.

Эта версия истории Волжской флотилии просуществовала до тридцатых. К тому времени ее победоносный командир Троцкий был выслан из Советской России за оппозиционность. После этого историю флотилии пришлось переписать, и в новый вариант подвиг “Дела советов” почему-то не вошел.

И это правильно: в воспоминаниях командующего белой флотилии Мейрера никакого боя 18 июля не было. Бой с одиночным красным пароходом у них случился 22 июля и протекал совершенно иначе:

“Как-то вечером, после боя под Климовкой, мичман М., сидя на мостике "Вульфа", находившегося в дозоре, мирно пил чай (по Волжскому уставу предосудительного в этом ничего не было). Вдруг сигнальщик доложил о чем-то подозрительном, происходящем под правым берегом. В сумерках мичман М. даже в бинокль ничего особенного не мог рассмотреть. Для проверки провел биноклем еще раз и теперь заметил большой куст или упавшее дерево, плывущее по течению у самого берега. Вдруг из куста выскочил маленький клубок пара. Развернуть корабль было делом одной минуты. Пушка ахнула, и куст, как по мановению жезла, рассыпался. Пустив черный клуб дыма, маленький буксир стал удирать вверх по реке. «Вульф» погнался за ним, стреляя только из пулеметов, — жалко было топить "горчицу" (так на Волге называются крохотные винтовые буксиры, употребляющиеся для буксировки рыбачьих лодок — "рыбалок"). Увидев, что ей от "Вульфа" не уйти, "горчица" юркнула к берегу. "Вульфу", подошедшему к ней, пришлось уже отстреливаться от пулеметного огня с берега. В произошедшей перестрелке команде "горчицы", бросившейся вплавь к берегу и попавшей под перекрестный огонь, пришлось пережить много тяжелых моментов”.

1918 год. Боевая “горчица” красной Волжской военной флотилии.

Впрочем, окончательной уверенности, что этой “горчицей” был пароход “Дело советов”, нет, ведь в советской истории он был вооружен одной пушкой, а в рассказе Мейрера - четырьмя пулеметами. Но если это был другой пароход, то кто он и откуда взялся, - большая загадка.

А если бой между белой флотилией и вооруженным пароходом Симбирского отряда все же состоялся, то о его результате лучше любых рассказов говорит тот факт, что пароход “Дело советов” после этого исчезает из истории, а пароходы “Фельдмаршал Милютин” и “Вольф” проходят к Симбирску и играют важную роль в его захвате. Они переправили чехов и каппелевцев на правый берег реки выше по течению, и те взяли Симбирск внезапной атакой с тыла, потеряв всего четверых человек убитыми.

Взятие Казани

Каппель в Симбирске не задержался, ускоренным маршем его бригада пошла на Казань. Белая флотилия с чешским десантом на борту вырвалась далеко вперед. Мейрер рассудил, что лучшая стратегия в его ситуации - ломать противника напором, не давая ему времени организовать серьезную оборону.

“Того натиска, с которым флотилия продвигалась вперед, ни один из участников этой экспедиции никогда не забудет. Весь длинный путь от Симбирска до Казани (около двухсот верст) велся непрерывный бой с красной флотилией. Мичман М. приказал не сбавлять хода — будь что будет, флотилия неслась под всеми парами, оставив далеко позади весь транспорт и свою вооруженную баржу. Красные, не ожидая такого напора, иногда застигались врасплох, и в таких случаях бой велся на коротких дистанциях”, - писал в своей книге командующий белой флотилией Мейрер.

В Симбирске флотилия пополнилась самым быстрым на реке (и, по общему мнению, самым красивым) пароходом “Фельдмаршал Суворов” и теперь под командованием Мейрера находились три лучших волжских корабля.

1 августа 1918 года комиссар Берлин вывел три парохода Симбирского отряда ("Братство", "Лев", "Ольга") навстречу пароходам Мейрера, но после короткой перестрелки на предельных дистанциях они развернулись и отступили.

5 августа "Братство", "Лев", "Ольга" и еще два вооруженных в Казани парохода “Бурлак” и “Белая акация” снова вышли навстречу белой флотилии.

“По-видимому, это были буксиры, хотя два из них были выкрашены в защитный цвет, что для волжских пароходов было совершенно необычайно, - вспоминает тот бой Мейрер. - Вскоре среди судов флотилии стали ложиться снаряды. Мичман решил атаковать. Так начались действия, повлекшие за собою взятие Казани. Во время атаки флотилии сошлись так близко, что "Вульф", шедший головным, пулеметным огнем разогнал орудийную команду концевого красного парохода. С этого момента красная флотилия расстроилась, и каждый корабль стал удирать по способности. Три из них выбросились на берег, и команда разбежалась под орудийным и пулеметным огнем”.

Флотилия Мейера подошла к Казани. Около Верхнего услона он выкатил свой корабль с полного хода на берег: “Чехи стали карабкаться вверх по холму. Одновременно флотилия стреляла по батарее, расположенной на верхушке холма. После небольшой перестрелки холм оказался в руках чехов, а захваченные ими орудия красных были направлены на железную дорогу, ведущую из Казани на Свияжск, по левому берегу Волги. Можно было наблюдать, насколько весь железнодорожный путь был забит тянувшимися из Казани поездами. Надо было подорвать пути и таким образом воспрепятствовать увозу золота из Казани. Для этой цели на левый берег была высажена подрывная команда, а десант с флотилии захватил пристани, необходимые для высадки армии”.

9 августа 1918 года Каппель отправил командующему Поволжским фронтом Чечеку телеграмму: “После двухдневного боя, 7-го августа частями Самарского отряда Народной армии и чехословаками совместно с нашей боевой флотилией Казань взята. Трофеи не поддаются подсчету, захвачен золотой запас России 650 миллионов. Потери моего отряда — 25 человек, войска вели себя прекрасно”.

Чешские десантники Мейрера.

Золотой караван

Радость победы у белых продолжалась недолго. В конце августа 1918 года под Свияжск, куда отступили разбитые в Казани красноармейцы, приехал "Поезд Председателя Реввоенсовета Республики", из него вышел Лев Троцкий, и уже 5 сентября Красная армия под его командованием отбила Казань решительным штурмом. "Фельдмаршал Милютин", “Фельдмаршал Суворов” и "Вульф" в защите города не участвовали, они в это время спасали для белых захваченное там золото, перевозя его в Самару.

Расклад сил на реке резко изменился, когда в сентябре на Волгу через Мариинскую систему пришли с Балтики четыре эскадренных миноносца, вызванных Троцким заранее. Против них у пароходов Мейрера не было ни шанса: дальнобойность орудий миноносцев вдвое превышала дальнобойность пушек вооруженных пароходов, а их скорострельность была такова, что белый пароход затонул бы трижды, прежде чем вышел на свою дистанцию поражения.

Теперь красная флотилия начала по Волге неудержимое наступление. Отход золотого каравана прикрывали другие корабли белой флотилии. Самое большое сражение случилось под Шалангой. Белые не выдержали огня и отошли вверх по реке. Из семи красных судов повреждения, и то незначительные, получили лишь два. (Александр Широкорад, “Великая речная война”).

После этого победа красных в войне за Волгу стала для всех очевидной.

Комиссар Берлин к этой победе наверняка отнесся со смешанным чувством. Ведь он в ней серьезного участия не принял: Троцкий, как только приехал, назначил Берлина ответственным за культурно-массовую работу на флотилии, а к военному командованию бывшего комиссара Симбирского отряда вооруженных судов больше не подпускал. После войны Лев Берлин стал советским дипломатом и востоковедом.

Георгий Мейрер эмигрировал в США, где стал управляющим дочернего предприятия авиационной корпорации Сикорского.

Максим Кузнецов.

Главное фото - Бой за Верхний Услон (с линогравюры И. Язынина).