В последний год ульяновский рынок строительных материалов показал динамику. Отдельные региональные сети говорят о росте выручки до 20%. Однако его будущее нельзя назвать перспективным. Емкость рынка исчерпана – на нем нет места для новых игроков, считают эксперты. Более того, мелкие компании вынуждены закрываться, не выдерживая конкуренции с сетевыми игроками. Конкурировать ценами все сложнее. Единственное, что остается местным ритейлерам строительных материалов, это расширять ассортимент и привлекать клиентов обещаниями улучшенного сервиса.

В последнее время ульяновский рынок продажи стройматериалов (рынок DIY — от англ. do it yourself - «сделай сам») растет. Об этом говорят представители компаний, занимающихся строительным ритейлом. Так, владелец сети «Стройград» Артур Котельников ссылается на общероссийскую статистику — в прошлом году рынок товаров для сада и дома вырос на 9,5% и его объем превысил 1,5 трлн рублей. Основатель сети магазинов «Сарай» Вадим Долгановский приводит динамику продаж своей компании — в первом квартале 2019 года прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 23%, а по отдельным позициям даже превысил 30%.

- С 2015-го до середины 2017 года наблюдалось снижение оборота продаж. Это было связано с сокращением реальных доходов населения и со снижением объемов потребительского кредитования, а также увеличением доли расходов потребителей на обслуживание и погашение банковских кредитов. По нашим наблюдениям, со второго полугодия 2017 года потребительская активность возобновила рост. Мы предвидим, что положительная динамика сохранится, - рассказал 73online.ru Артур Котельников.

Однако по оценке Вадима Долгановского, рост продаж, который фиксируют крупные сетевые магазины, связан не с повышением потребительского спроса, а с ростом инфляции и уходом с рынка небольших несетевых игроков. Поэтому в текущем году вряд ли стоит ожидать значительного роста в этом сегменте.

По мнению генерального директора консалтинговой компании «ДСТС Финанс Консалтинг» Дмитрия Цибизова, прогнозируемая стагнация связана со вступлением в силу летом 2019 года закона о введении эскроу-счетов для застройщиков. Это, в свою очередь, гарантировано приведет к росту цен на недвижимость, снижению спроса на нее и, как следствие, может не лучшим образом отразиться на рынке DIY. «Многие застройщики не смогут строить в таких же объемах, как раньше. Часть вообще будет вынуждена закрыться», - поясняет эксперт. При этом Цибизов подчеркивает, что ввод нового жилья кардинально не влияет на рынок строительных материалов, поскольку многие застройщики уже продают жилье с минимальной отделкой — новоселы ждут 5-7 лет до нового ремонта. От объемов ввода жилья, скорее, зависят лишь отдельные продавцы, которые располагают свои гипермаркеты в районах новой застройки.

Однако основной причиной, по которой не стоит ожидать значительного роста рынка строительного ритейла, Дмитрий Цибизов считает отсутствие предпосылок к росту доходов населения: «Сейчас просто нет маркеров того, что платежеспособность населения в этом году вырастет».

Согласен с ним и Вадим Долгановский, который говорит о том, что покупательская способность сегодня сдерживает рост рынка стройматериалов. Еще одной причиной стагнации рынка он называет отток из региона людей с хорошим доходом, которые потенциально могли бы вложиться в дорогой ремонт: «Высококлассные и хорошо оплачиваемые специалисты покидают Ульяновск, унося потенциальные деньги за ремонт в другие города».

Справка 73online.ru:

По примерным подсчетам, ежемесячная выручка всех крупных гипермаркетов и строительных торговых центров города составляет около 800 млн рублей. В число крупнейших игроков рынка в Ульяновске входят региональные сети «Стройград», «Сарай», ТЦ «Звезда», а также гипермаркеты федеральных сетей «Леруа Мерлен» и «Мегастрой». Из десяти крупнейших компаний по объему общей выручки на всероссийском рынке DIY в регионе представлены «Леруа Мерлен» (1 место) и казанская сеть «Агава» (10 место. В Ульяновске работают, входящие в сеть магазины «Строймаркет»).

По мнению Дмитрия Цибизова, основной тенденцией для рынка строительного ритейла на ближайшие пару лет станет укрупнение. «Я думаю, что мелкие продавцы будут закрываться, а региональные сети будут поглощаться более крупными игроками». Сами участники рынка говорят о том, что емкость рынка практически исчерпана: «Для новых игроков на местном рынке уже нет места. На него дорогой вход, а выхлоп неизвестен. Я бы не рисковал», - комментирует г-н Долгановский. Со своим конкурентом соглашается и Артур Котельников. «Могу утверждать, что рынок DIY-гипермаркетов в городе удовлетворяет спрос населения. Не зря за последние годы, не выдержав конкуренции, ушли с ульяновского рынка магазины «ДоброСтрой», «Аксон», «Вектор». Хотя они были одними из первых», - рассказывает владелец сети «Стройград».

Несмотря на ограниченность рынка, Вадим Долгановский собирается открыть ещё один гипермаркет в Новом городе. Строительство гипермаркета долгое время откладывалось, потому что не было документов на строительство, и в итоге проект несколько раз переделывался. «Строительство идёт хорошими темпами. Если строители выполнят свои обязательства, то мы откроем гипермаркет в конце года. Точный размер инвестиций пока не сможем назвать, но в планах - чуть больше миллиарда рублей», - раскрыл подробности редакции 73online.ru Вадим Долгановский. Конкурировать с другими гипермаркетами бизнесмен собирается за счет широкого ассортимента и сервиса, поскольку цены у всех игроков примерно одинаковые и не являются основным критерием привлечения покупателя. По словам Артура Котельникова, для большинства клиентов определяющими факторами выбора являются эксклюзивность ассортимента, индивидуальные профессиональные консультации, качество сервиса и постгарантийное обслуживание.

Справка 73online.ru:

Средний чек в ульяновских строймаркетах составляет около 2000 рублей. Активно растет средний чек для онлайн-покупок. Сейчас онлайн-продажи занимают 9% рынка. В 2020 году этот показатель может вырасти до 13-14%.

По мнению экспертов, шанс для региональных сетей в конкуренции с федералами именно в повышении качества сервиса. «Крупные федеральные сети могут позволить опускать цены на ряд позиций за счет финансового ресурса. Тот же «Леруа Мерлен» может долгое время работать в убыток в отдельно взятом регионе. Местным сетям есть смысл бороться за счет сервиса. Например, искать варианты удобной доставки и сборки мебели», - считает Дмитрий Цибизов.

Артем Горбунов