Односельчане Эйваза Гасымова, одного из лучших фермеров области, собирают подписи под открытым обращением в адрес врио губернатора Алексея Русских. Люди требуют защитить основателя крестьянско-фермерского хозяйства, которого выдавливают с земли, за 13 лет упорного труда превращенной им из целины в плодородную житницу. Психологическую и юридическую войну Гасымову объявила компания «Логос» из соседнего Татарстана. Бизнесмены в начале года выкупили контрольный пакет агрофирмы «Старомайнская». Все земли перешли под контроль приезжих предпринимателей. Так фермер Гасымов автоматически стал субарендатором государственных земель у новых хозяев. Именно субарендатором, так как земли принадлежат региону и переданы «Старомайнской» в длительную аренду. Впрочем, это обстоятельство гостей региона не смущает – на арендованной площади они ведут себя как хозяева, жестко преследуя исключительно собственные коммерческие интересы.

Эйваз Гасымов о хозяйстве

Обломали зубы

Мы уже писали о длительной судебной тяжбе, которую против добросовестного крестьянина возбудило прежнее руководство агрофирмы, и подхватило новое. По совершенно надуманным причинам, проигнорировав даже истечение срока давности, с Эйвазом Гасымовым попытались расторгнуть арендный договор – несмотря на то, что тем самым фактически уничтожают дело всей его жизни. Перед лицом Фемиды интересы «Логоса» представлял один из лучших адвокатов-цивилистов области Олег Ломакин. В поддержку же Гасымова выступил региональный Минсельхоз: оказал методическую и юридическую помощь, а также пытался войти в процесс как третья сторона, но судья отклонила эту инициативу.

Олег Ломакин, представляющий интересы «Логоса» в судах

К счастью, и без министерского участия иск был в целом отклонен – суд подтвердил право фермера жить и работать на земле. Еще предстоит обжалование в вышестоящих инстанциях, но, скорее всего, можно констатировать: об этот орешек «пришельцы» обломали свои зубы.

Моральный террор

Однако на этом история не закончилась: «Логос» устроил фермеру настоящий моральный террор. В надзорные инстанции полетели жалобы от новых владельцев «Старомайнской» на нарушения природоохранного законодательства.

– Написали, что я устроил на своем участке свалку каких-то опасных отходов, и она теперь отравляет все вокруг, – поясняет Эйваз. – Это, конечно, полная ерунда – во-первых, это место находится не на моем участке, во-вторых, ничего опасного туда жители не сваливают, обычный бытовой мусор. В-третьих, я свой мусор утилизирую иначе, по правилам. То есть ко мне все это не имеет никакого отношения. Но проверки все равно приехали, все равно нервотрепка.

Затем случилась злостная провокация, которая, по-хорошему, должна была закончиться уголовным делом против провокаторов. Неизвестные выбросили в близлежащий овраг мертвых телят. На ушах погибших животных были прикреплены бирки с надписью «КФХ Гасымова». Естественно, находка была обнаружена сотрудниками «Логоса», руководство компании тут же написало заявление в правоохранительные органы. Казалось бы, все указывает на недобросовестность фермера, если бы не одно «но»: животные в его стаде никогда не были отмечены бирками. Кто-то специально изготовил лже-ярлыки для того, чтобы подозрение пало на Гасымова – догадаться, кто именно, не составляет особого труда. И снова были мучительные и нервные проверки, опросы, объяснения. Никакой вины за крестьянами не нашли, а в других направлениях и не искали.

Эйваз Гасымов о травле со стороны «Логоса»

Цена инвестиций

Компания «Логос» объявилась в Ульяновской области в прошлом году как суперинвестор, обещавший поднять с колен сельское хозяйство Старомайнского района. Естественно, подобными заявлениями агробизнесмены из Татарстана привлекли внимание региональных властей, заточенных на привлечение инвестиций. С проектом «Логоса» лично ознакомился губернатор Сергей Морозов, а областной Минсельхоз устроил в своих социальных сетях этих планов.

Видеопрезентация «Логоса»

На бумаге все красиво: сумма вложений – один миллиард за четыре года, увеличение поголовья с 200 до 1000 голов, посевных площадей почти в два раза, создание 30 рабочих мест и т.д. Но, как выяснилось на практике, обязательное условие этого инвестиционного благополучия – по мнению владельцев «Логоса» – это ликвидация крестьянско-фермерского хозяйства Эйваза Гасымова. Об этом они губернатору Морозову на презентации не доложили.

Сергей Морозов слушает презентацию компании «Логос»

Но на практике реализовывали свой план еще до того, как стали официальными владельцами. Вот что показал представитель компании в суде:

«Когда «Логос» принял решение участвовать в аукционе – это было в октябре 2020 года – то были проанализированы риски и были учтены несколько дел, которые возбуждались прежним руководством при государственном акционере в отношении Гасымова. Был отправлен запрос прежнему директору Хованской по поводу данных споров. Продавец акций заверил «Логос», что данная сделка субаренды, по их мнению, является недействительной, и что будут приняты все возможные правовые способы для того, чтобы признать ее недействительной».

Иными словами, татарстанцы согласились выкупать агрофирму только после того, как получили от продавца гарантии: договор с Гасымовым будет расторгнут. И это только по официальной версии. Каков был характер неофициальных разговоров, нетрудно предположить – в Ульяновской области это иногда зовется снижением административных барьеров. То есть созданием для инвестора льготных условий. И если для этого понадобится уничтожить одно из лучших фермерских хозяйств региона – что ж, такова, по мнению агроолигархов, жизнь.

Инвесторы с большой дороги

Кстати, страсть к захвату чужих земель у компании «Логос», судя по всему, в финансово-экономической крови. В 2016 году главе фирмы Евгению Лылову присудили 300 тысяч рублей штрафа за самовольный захват 13 га земли в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан под стоянку сельхозтехники – об этом пишет сетевое издание «Реальное время». Журналисты сообщают еще несколько любопытных фактов:

«В 2005 году Евгений Лылов на муниципальных выборах в Рыбно-Слободском районе победил действующего главу. В 2008 году он ушел в отставку. Тогда его обвинили в превышении должностных полномочий и незаконном участии в предпринимательской деятельности. В апреле 2010 года райсуд приговорил Лылова к условному сроку в 5 лет. В июне того же года Верховный суд РТ отменил этот приговор. Суд оправдал экс-главу по статьям о злоупотреблении и незаконном предпринимательстве. По третьей статье — превышение должностных полномочий — назначили наказание в виде двух лет лишения свободы условно».

Евгений Лылов, владелец компании «Логос» (в центре)

Зачем и почему Ульяновской области понадобились такие жуликоватые инвесторы, остается только догадываться.

За вами должок!

Планы об изгнании Гасымова были разрушены в суде, и «Логос» остался один на один с обремененным активом. В принципе, в этом нет никакой трагедии: общая площадь земель агрофирмы (более 5 000 га) почти в 10 раз больше фермерского участка (680 га), можно спокойно реализовывать свои инвестиционные задумки. Но нет – похоже, уничтожение КФХ стало задачей №1 для «Логоса». Компания отправила в адрес Гасымова сразу две претензии, одна абсурднее другой. Первая – якобы еще в 2018 году Гасымов купил у агрофирмы скот на сумму более 3 млн рублей и до сих пор не расплатился. Фермер поднял бумаги, выяснил – да, покупки были, но они оплачены, вот документы. Ответ «Логоса»: нет, это другое, встретимся в суде – заседание назначено на 6 июля.

– Естественно, нет никакого моего долга агрофирме, да еще и с 2018 года – мы подняли всю бухгалтерскую отчетность и подтвердили это, – говорит Гасымов, – Наоборот, это агрофирма должна мне более 3 млн. Скорее всего, таким образом пытаются затянуть время и ищут возможность не отдавать деньги.

Взять на измор

Вторая претензия посерьезнее – это настоящая попытка начать ликвидацию КФХ. Агрофирма требует от Эйваза Гасымова снести несколько хозяйственных построек, которые используются в работе КФХ. Оснований два: во-первых, они якобы находятся за границами фермерского участка; во-вторых, они не были должным образом введены в эксплуатацию.

– Они ссылаются на карту, в которой допущена явная реестровая ошибка, и из-за нее граница проходит не по координатам, указанным в договоре, а прямо по моему участку, – рассказывает Эйваз. – Это явная неточность, ведь если верить этой карте, то в собственности агрофирмы находится сразу несколько жилых домов – а этого в принципе не может быть, земля под каждым домом в собственности их владельцев. Их тоже теперь сносить?

Что касается ввода в эксплуатацию, то это тоже откровенная придирка – сараи и другие хозяйственные постройки не являются объектами капитального строительства и не попадают под подобные регламенты. Но не нужно считать «Логос» глупцами, они точно знают, что делают – хотят сделать существование Эйваза Гасымова на этой земле невыносимой, измучить его постоянными претензиями и исками, заставить его пропадать в судах, а не в полях. В общем, взять на измор – иск за иском, претензия за претензией. У татарстанских агробизнесменов на это есть и время, и деньги. А вот у фермера нет ни того, ни другого.

Есть ли власть, готовая защищать людей?

КФХ Гасымова – важная часть села Прибрежное. Несколько сельчан постоянно здесь работают, многие другие трудятся сезонно. В союзе с поселковой администрацией Эйваз приводит в порядок местные дороги, помогает малоимущим, пострадавшим от пандемии. Местный люд за него горой, и просит у нового главы региона защиты и порядка.

Односельчане за Эйваза

В обращении к Алексею Русских говорится:

«В нашем районе сложилась парадоксальная ситуация: коммерческая структура, которая просто арендует государственную землю, которая не является собственником этой земли, в погоне за прибылью и из банальной мести устраивает моральную и юридическую травлю простого человека, труженика, пахаря. А государство, на чьей земле все это происходит, не предпринимает никаких мер. Есть ли у нас, в России, власть, которая защищает людей? Или всем правят только деньги».

Обращение Эйваза Гасымова к Алексею Русских

Мы попробовали поговорить с представителями «Логоса», узнать об их намерениях, разъяснить позицию. Позвонили по телефону начальника, который нам дали в офисе. Ответ человека, который не захотел представляться, был предсказуем: «Без комментариев».