Администрация Ульяновска продала за 203 млн рублей свою долю в акционерном обществе «Симбирское кольцо» (47,35%). В списке имущества АО находятся автодром «Картхолл» в Засвияжье, гостиница «Советская», «Дом быта» и другие (всего около 20 объектов). В мэрии говорят, что владение миноритарным пакетом акций не приносило городу никакой пользы, а стоимость их со временем лишь снижается. Покупателем выступило ООО «Мирта», которое связывают с бенефициаром «Симбирского кольца» бизнесменом и политиком Вадимом Харловым — собеседники портала говорят, что он, возможно, собрал полный пакет акций для полноценного развития или частичной продажи активов.

«Симбирское кольцо» полностью уходит в частные руки

21 января мэрия Ульяновска на открытых торгах продала 47,35% своих акций (438 367 000 штук) в уставном капитале АО «Симбирское кольцо». Это шестая попытка городских властей найти желающих обзавестись долей в акционерном обществе. Его бенефициаром считают экс-сенатора и бизнесмена Вадима Харлова, директором работает Константин Киреев, в учредителях шесть организаций, в том числе ООО «Максима-Х» и федерация автомотоспорта. Основные объекты имущества АО — гостиница «Советская», торговый центр «Дом Быта», автодром «Картхолл» и еще 19 объектов, есть также участки земли.

Сумма сделки составила 203,3 млн рублей, рыночную оценку подготовил независимый эксперт «Гудвилл Плюс». Пакет акций, находящийся в муниципальной собственности, не являлся контрольным. На аукцион заявились два участника — ООО «Прайм» и ООО «Мирта», последнее и стал победителем.

По данным kartoteka.ru, новый собственник зарегистрирован по тому же адресу, что и гостиница «Советская», которая является одним из основных объектов имущества АО «Симбирское кольцо». Владельцами ООО «Мирта» с уставным капиталом в 20 тысяч рублей являются Татьяна Ильина и Елена Фадейчева в равных долях. Фирма с 2013 года занимается управлением собственной или арендованной недвижимостью.

В октябре 2021 года глава Ульяновска Дмитрий Вавилин подписал постановление, которым утвердил решение об условиях приватизации. Собеседники 73online.ru из мэрии связывают компанию-победителя с Вадимом Харловым: «Скорее всего, он собрал полный пакет акций, чтобы потом либо продать его целиком, либо вывести имущество по отдельности и развивать». Официально чиновники истинного выгодоприобретателя не называют: «Информацией не располагаем».

Забрать хоть что-то

Первый вице-мэр Сергей Мишин, курирующий сферу имущественных отношений, говорит, что администрация пыталась продать свой пакет акций несколько лет, но безуспешно — желающих не находилось, акции обесценивались.

— Город выставлял их на торги ежегодно, не менее четырех раз. Последние семь лет муниципалитет не получал дивиденды, это мертвый актив, который невозможно монетизировать. Продажа — лучшее решение, вырученные средства можно пустить на пользу жителям Ульяновска. Сложность была и в том, что все эти годы мэрия участвовала в собрании акционеров АО «Симбирское кольцо», но не могла принимать управленческих решений: влиять на смену директора, на текущую операционную деятельность или распределение прибыли — пакет акций не контрольный, — объясняет первый вице-мэр.

Мишин также сообщил, что мэрия вошла в состав акционеров много лет назад, власть в городе сменилась, поэтому проблема не в нынешней команде администрации: «Муниципалитет должен получать прибыль, а основной бенефициар — выполнять социальные обязательства. Ни того, ни другого не было. В этом причина продажи». На вопрос, не низкая ли цена была запрошена за акции, Мишин ответить затруднился. Он подчеркнул, что стоимость сделки формировалась, исходя из рыночной оценки экспертами, в соответствии с законодательством. Самостоятельно устанавливать цену мэрия не может.

За последние 10 лет пакет акций АО подешевел в несколько раз. В 2014 году КУГИ выставлял его на продажу за 1 млрд рублей, но желающих так и не нашлось. По мнению гендиректора консалтинговой группы «ДСТС Бизнес» Дмитрия Цибизова, то, что пакет неконтрольный — важный нюанс, поскольку мало кто готов вкладываться, не получая в дальнейшем контроля над инвестициями: «Властям города правильнее было бы договариваться с основными владельцами АО «Симбирское кольцо» на предмет выкупа оставшейся доли. При адекватной цене лучшими покупателями были бы они, потому что могли бы самостоятельно распоряжаться проектом. Это самая логичная сделка».

«Формула-1» проехала мимо

Проект АО «Симбирское кольцо» задумывался как инвестиционный. Главной целью было на основании государственно-частного партнерства создать в городе крупный спортивный объект — автодром «Симбирский». Проект застопорился и так и не был полностью реализован.

В 2007 году тогдашний депутат гордумы, автогонщик и предприниматель Вадим Харлов убедил власти в необходимости создания в Ульяновске спортивного парка для шоссейно-кольцевых гонок. Планировалось построить комплекс высокого уровня с несколькими трассами. Для его реализации на условиях ГЧП было создано ОАО «Симбирское кольцо». Учредителями открытого акционерного общества стали ОАО «Автодром», ЗАО «Центральный универсам», Федерация автомотоспорта и администрация Ульяновска. Для претворения проекта в жизнь требовалось около 7 млрд рублей инвестиций. Уставной капитал был сформирован за счет частных средств бизнес-группы Вадима Харлова (около 500 млн. рублей) и муниципального имущества (земельные участки и объекты недвижимости). Городу принадлежал контрольный пакет акций, финансирование проекта планировалось организовать за счет средств регионального и федерального бюджета. Проект активно презентовался на федеральном уровне, однако необходимых инвестиций Минспорта так и не выделило. В 2009 году в результате сделки доля города была уменьшена с 51% (контрольный пакет) до 47,35%, таким образом мэрия стала миноритарным акционером без права решающего голоса.

Фото с сайта ulgov.ru

В 2009 году проект получил 667 млн инвестиций из федерального бюджета на создание объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, на эти средства был, в частности, построен проспект Олимпийский. Однако дальнейшей поддержки со стороны федерального центра не последовало. Был построен картодром за счет средств, внесенных в уставной капитал.

По словам генерального директора «Симбирского кольца» Константина Киреева, проект изначально столкнулся с целым рядом сложностей. «Гостиница «Советская» в момент включения в уставной капитал АО фактически являлась общежитием для медицинских работников. Около сотни семей врачей и медсестер жили в гостиничных номерах в неприспособленных для этого условиях. На средства, внесенные в АО со стороны частного бизнеса, мы приобрели 84 квартиры в микрорайоне «Репино» и расселили медиков. Карта собственников «Дома быта» представляла из себя лоскутное одеяло, часть помещений уже была приватизирована. И «Советская», и «Дом быта» требовали скорейшего ремонта и были отремонтированы, в том числе, на средства от продажи земельных участков. В результате развития проекта региону удалось привлечь федеральное финансирование на строительство Олимпийского проспекта и сопутствующих коммуникаций, которые позволили дальше масштабно развивать земли Дальнего Засвияжья. Был построен «Картхолл» — открытая и закрытая картинговые трассы, разработана проектная документация всего комплекса. Когда стало очевидно, что проект в полном объеме реализован не будет, часть земли была передана УлГУ, где за счет средств федерального бюджета построен детский автогородок, на землях «Симбирского кольца» был также возведен центр художественной гимнастики «Татьяна Арена». Часть земель были проданы под торговые инвестиционные проекты: «Леруа Мерлен», «Лента», «Декатлон». Если посчитать суммарный объем налоговых поступлений в бюджеты региона и города от построенных торговых центров за 10 лет, думаю, они превысят 1 млрд рублей. Сейчас идет масштабный ремонт гостиницы «Советская», туда уже вложено более 200 млн рублей. Консолидация акций у частных инвесторов сделает объекты «Симбирского кольца» более привлекательными с точки зрения дальнейшего развития в интересах горожан», — отметил Киреев.

Фото на главной: Алексей Мараховец

Дарья Косаринова