Агентство здорового и социального питания работает в Ульяновской области почти полтора года. Для России это прецедент: ещё ни в одном регионе настолько глубоко и серьезно не подходили к работе в этой сложной и важной сфере. Благодаря этому удалось сделать несколько прорывных шагов. Ряд инициатив в усовершенствовании организации соцпитания, которые выдвинуло ульяновское Агентство, поддержали на федеральном уровне. В ближайшее время эти предложения будут оформлены в законодательные акты. Подробнее об этом, а также о главных итогах работы в 2020 году и планах рассказал руководитель Агентства Алексей Волков.

Вместо качества – грамоты

— Алексей, какие задачи решало Агентство в прошлом году?

— Мы провели мониторинг дошкольных и учебных заведений, посмотрели, как в детсадах и школах организовано горячее питание, в каких условиях, как и чем кормят детей. Радует, что к нам прислушиваются. К примеру, прокуратура Димитровграда нашла серьезные нарушения в шести детсадах, там нарушен принцип цехового деления при приготовлении пищи детям. Это грубое нарушение санитарных норм. В таких пищеблоках нельзя работать на сырье. Запрещено разделывать мясо и рыбу, мыть и чистить грязные овощи — для этих целей должны быть предусмотрены отдельные мясо-рыбные цеха, овощные цеха. То есть руководство учреждений (оператор питания) должно либо организовать в пищеблоке отдельные цеха, что часто невозможно, либо закупать (завозить) полуфабрикаты — уже очищенные овощи, фарш, гуляш, котлеты, филе и прочее, из которых на месте должны готовиться блюда.

Сырьевой пищеблок

— И такая ситуация во многих детсадах и школах?

— Подавляющее большинство образовательных организаций отчитались о том, что у них полностью сырьевые пищеблоки. Но наш мониторинг прошлого года показал, что при учете всех требований санитарных норм к полностью сырьевым можно отнести только 3% из них. Пищеблоков, работающих на сырье и полуфабрикатах, у нас 25%, доготовочных и буфет-раздаточных – 72%. Роспотребнадзор также отмечает эту проблему: нужно принимать определенные управленческие решения.

— Какие именно?

— Там, где есть возможность, нужно организовывать цеха. Где ее нет – переходить на полуфабрикаты.

— Решили ли эту проблему в димитровградских детсадах?

— К сожалению, нет. На днях власти Димитровграда, наконец, объявили конкурс на организацию горячего питания в одном из дошкольных учреждений. По логике, раз в детсаду нет цехового деления, в критериях, которым должен соответствовать победитель конкурса, должна быть указана возможность либо организовать отдельный цех, либо обеспечить учреждение полуфабрикатами соответствующего детскому питанию качества, выстроить логистику и так далее. Это залог того, что в детсаду будут кормить воспитанников, соблюдая все нормы и правила.

Вместо этого в положении о конкурсе прописано лишь требование о наличии поваров не ниже 4 разряда, а также «деловая репутация» — наличие грамот и благодарственных писем за работу. Причем последнее оценивается большим количеством баллов.

Мы понимаем, что грамоты и благодарственные письма никакого отношения к качеству работы компании не имеют. Отсутствие нарушений и штрафов — да. Но это в конкурсной документации, увы, не указано. Поэтому большой вопрос, будет ли соответствовать организация питания детсадовцев всем требованиям и нормам.

— На федеральном уровне поддержали вашу инициативу проводить не аукционы, а конкурсы при организации социального питания. Что дадут эти изменения?

— Во время мониторинга отдельное внимание мы уделяем тому, как производится закупка продуктов питания. К сожалению, этот процесс пока абсолютно не упорядочен. Прежде всего из-за достаточно больших вольностей, которые допускает 44-ФЗ.

Уже много лет на всех уровнях говорят, что при закупке продуктов питания для школ и определении поставщика услуг по организации питания не должны использоваться аукционы. Закон же допускает проведение как конкурсов, где выставляются дополнительные критерии, так и аукционов и запросов котировок, где никаких требований нет: все определяет только цена. Так быть не должно.

На недавнем заседании совета законодателей на эту проблему обратила внимание зампредседателя Госдумы Ирина Яровая. Она предложила в закупках детского питания установить приоритет качества, а не цены.

Заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая

Стоимость и продуктов, и услуг просчитана на федеральном уровне с помощью определенных методик. Мы видим, что при закупках цены на продукты изначально адекватные — обоснованные, не завышенные и не заниженные. Но когда проводятся аукционы, зачастую, особенно по таким критичным группам продуктов, как овощи, молочная и мясная продукция, часто происходит снижение цены на 30-35%. Понятно, что качества в этом случае не будет, ни один хороший производитель не будет так демпинговать. А вот недобросовестные поставщики, фирмы-однодневки на это идут и цену сбрасывают. Так в школы попадает фальсификат, просрочка или продукция низкого качества. Сегодня это главная проблема, из-за которой возникают нарекания к качеству питания.

— В Ульяновской области та же ситуация?

— Пока в нашем регионе продукты в 100% случаев закупаются либо на аукционах, либо вообще без проведения конкурсных процедур (если стоимость контракта небольшая). Это проблема всей России.

Многие отмечают, что в целом все оргвопросы по организации питания решены, средства доведены, утверждено меню, приняты стандарты. Но все равно происходят ЧП, связанные с отравлениями, некачественной продукцией.

К сожалению, на региональном уровне решить этот вопрос полностью нельзя. Об этом недавно говорил и ульяновский сенатор Сергей Рябухин, и это прописано в нашем Стандарте — нужно уходить от аукционов к конкурсам, где есть критерии, характеризующие и поставщика (его опыт, успешно исполненные контракты, наличие производственных мощностей, квалифицированного персонала и так далее) и товар, который он поставляет. Это будет гарантировать, что выиграет не фирма-однодневка, а предприятие с репутацией.

Не прихоть, а инструмент

— В прошлом году в нашем регионе стартовал федеральный проект по обеспечению бесплатным горячим питанием всех младшеклассников. Все ли прошло гладко?

— Основным условием получения средств из федерального бюджета на его организацию была подготовка необходимой инфраструктуры в школах. Важно было, чтобы регионы не просто потратили эти деньги на продукты питания, но и со своей стороны вложились в ремонт и модернизацию школ, создание пищевых производств, выстраивание логистики — то есть решали бы вопрос в комплексе.

Плюс к этому прошлым летом мы разработали Стандарт социального питания.

— Что в него вошло?

— Набор лучших практик, правил и положений, которые регламентируют, как в принципе должно быть организовано питание учеников любой школы, неважно, городская она или сельская. Стандарт нужен для того, чтобы на территории всего региона действовали единые правила. Это касается и обслуживания школьников — как должны выглядеть пищеблоки и обеденные залы, как должна формироваться стоимость, какие по качеству должны быть продукты, как их нужно закупать, как должно готовиться питание. Сейчас это действующий региональный акт, которым должны руководствоваться все муниципальные образования и школы.

Важное приложение к Стандарту — разработанное нами типовое региональное меню. Оно нужно, чтобы в идеале в один и тот же день в разных школах на завтрак был, предположим, омлет, приготовленный по единой рецептуре, с использованием одинаковых продуктов с едиными характеристиками. Меню мы разрабатывали совместно с московскими коллегами и нашими отраслевыми вузами.

— Оно рекомендовано или обязательно для школ?

— Это рекомендации, но позиция губернатора, мы ее горячо разделяем — типовое региональное меню должны использовать все учебные заведения, как минимум для обеспечения горячим питанием младшеклассников.

Поясню почему. До нового года действовали санитарные нормы, по которым школы должны были утверждать рацион в Роспотребнадзоре. Сейчас этого требования нет: учебные заведения самостоятельно могут разработать меню, а проверять его Роспотребнадзор будет уже во время проверок.

Но, к сожалению, далеко не во всех школах есть специалисты, которые могут грамотно составить рацион. Наше типовое региональное меню уже утверждено в Роспотребнадзоре, и школы могут его использовать, не боясь проверок. Оно просчитанное, выверенное, у надзорных органов к нему нет никаких вопросов. Мониторинги, которые мы ежемесячно проводим, показывают, что на него переходит все больше учебных заведений. Но пока остаются вопросы по стоимости питания. К примеру, во всех районах была проведена индексация завтраков для 1-4 классов. При этом в ряде муниципалитетов стоимость обедов для учеников начальной школы оказалась гораздо дешевле завтраков, что само по себе нонсенс. Поэтому единое региональное меню — это не прихоть, а инструмент упорядочивания организации питания в регионе.

— Каким образом оно может помочь?

— Если есть типовое меню и характеристики продуктов для него, ничто не мешает районам централизовать закупки продуктов питания – проводить их совместно. В этом случае все школы получат одинаковую продукцию по единым ценам и с едиными характеристиками. Не будет ситуации, когда крупные школы без проблем находят поставщиков по адекватным ценам, а небольшие удаленные учебные заведения не могут найти и одного. А если находят, то цену и условия им диктует поставщик.

Также проведение совместных закупок на целый год позволит решить вопрос неосвоения средств. Руководство учебных заведений уже в начале года будет понимать, сколько стоят завтраки, какая возникла экономия. Это позволит принимать управленческие решения по освоению средств. Например, скорректировать меню, добавить туда дополнительно какие-то продукты — фрукты, йогурт и прочее. Сейчас ни министерство образования, ни администрации районов такой информации не имеют.

«С поля до тарелки»

— Что еще показали проверки, которые вы провели?

— В поручениях, которые дал президент, говорится, что инфраструктура для обеспечения школьников горячим питанием должна быть приведена в соответствие до 1 сентября 2023 года. Далеко не везде она идеальная. В прошлом году в каждом муниципалитете были разработаны дорожные карты, куда мы настоятельно рекомендовали включить мероприятия по модернизации пищеблоков и обеденных залов. Теперь задача — в ближайшие два года это все сделать.

— За чей счет будет производиться модернизация?

— Изначально то, как это будет происходить, определяют муниципалитеты. У нас достаточно много школ, которые кормят самостоятельно. Их учредители — районные администрации, и средства они должны изыскать из своих бюджетов. Если в школах работают операторы соцпитания, то это вопрос совместный. В Ульяновске давно практикуется заключение договоров с операторами, куда включаются инвестиционные обязательства по модернизации инфраструктуры.

Но приведение в порядок инфраструктуры — это не просто ремонт пищеблока, замена плиты или другого оборудования. Это работа над полной цепочкой, начиная с поставок продуктов питания — то есть, «с поля до тарелки». Сюда входит и поддержка сельхозпроизводителей, и выстраивание логистики, и создание и модернизация пищевых производств, которые перерабатывают и поставляют продукцию в школы.

— Еще одна инициатива Агентства, озвученная на федеральном уровне – необходимость заключать долгосрочные контракты с операторами соцпитания.

— Да. Она была озвучена на заседании межведомственной комиссии в Совете Федерации Сергеем Рябухиным. Наш регион давно это практикует — по 44-ФЗ заключаются трехлетние контракты (максимальный срок ограничен бюджетным циклом), по гражданскому законодательству — еще на больший срок.

Сенатор Совета Федерации Сергей Рябухин

Федеральные эксперты говорят, что есть механизмы закупки продуктов непосредственно у сельхозпроизводителей по отдельному закону, где сроки контрактов могут достигать 5-8 лет. Для поставщиков важно знать, что у них будет определенный рынок сбыта на ближайшие годы, и они могут смело вкладываться в модернизацию.

Еще один момент — необходимо запустить производства специализированной продукции для детского питания. Как правило, в школы поставляется продукция, сделанная по общим ГОСТам. А есть ГОСТы с конкретизацией по возрастам детей. Это касается и сырья, и полуфабрикатов. Наша позиция — в школы должна поставляться именно такая продукция. И, опять же, чтобы такие производства появились, нужно использовать «длинные» контракты.

Учтут замечания

— Как вы сегодня оцениваете качество школьного питания в Ульяновской области?

— В начале учебного года было много обращений по горячим линиям по поводу качества питания — видимо, пока процесс устаканивался. В ноябре-декабре количество жалоб снизилось в разы. Да, они бывают, без них никуда — есть человеческий фактор. Но работа, которая была проделана в прошлом году, уже положительно отразилась на качестве питания. Особенно в районах, где замечаний стало на порядок меньше.

— Что вы планируете сделать в этом году?

— Можно сидеть и ждать, пока изменения о процессе закупки питания вступят в силу на федеральном уровне. Мы работаем на опережение. В нашем Стандарте должны быть закреплены типовые проекты и конкурсная документация с определенными требованиями к поставщикам, характеристики продуктов питания.

После того, как закончится учебный год, мы проанализируем обращения по типовому региональному меню, и внесем в него изменения, с учетом замечаний родителей и вкусовых предпочтений детей. Главная наша цель — сделать так, чтобы школьников кормили вкусно и качественно во всех учебных заведениях. И мы планомерно к ней идем.