Бывший председатель регионального отделения Комитета солдатских матерей России Наталья Кузяшина, исключенная по дискредитирующим основаниям и за раскольническую деятельность, не оставляет попыток восстановиться в общественной организации. Впрочем, эксперты уверены, что ничего у нее не выйдет, и подчеркивают: комитет солдатских матерей в Ульяновской области не работает так, как должен. Между тем, КСМ России намерен возродить свое представительство в регионе, но руководить им будет уже другой человек.

Наталья Кузяшина более 20 лет возглавляет Ульяновскую областную общественную организацию «Совет родителей и членов семей военнослужащих», а до августа 2019 года она также являлась председателем Ульяновского регионального отделения ООО «Комитет солдатских матерей России». В комитет ее привела потеря сына Виталия, который погиб в 1996 году в Чечне на блок-посту в бою с боевиками. За храбрость и отвагу Виталий Кузяшин посмертно был награжден орденом Мужества.

Наталья Кузяшина

Раскол солдатских матерей случился в марте 2017 года, когда в Липецке состоялась конференция КСМ России, как впоследствии выяснится – нелегитимная и проведенная втайне от действующего руководства комитета. На ней глава Липецкого отделения Елена Мохотаева объявила себя председателем всей общероссийской организации, тогда как на тот момент руководителем КСМ России была Флёра Салиховская. В конференции участвовали делегаты более чем из 40 регионов страны, включая Ульяновскую область, которую представляла Наталья Кузяшина. Любопытно, что мероприятие проводилось под видом семинара на грантовые деньги от движения «Гражданское достоинство».

В федеральном Комитете солдатских матерей итоги конференции не признали и заявили о рейдерском захвате власти в организации, а Елену Мохотаеву объявили самозванкой. Расколовшийся комитет жил в параллельных реальностях до августа 2019 года, пока правление «оригинального» КСМ России не устроило большую зачистку оппозиционеров. На тот момент под раздачу попали председатели шести региональных отделений, которых исключили из состава комитета, а возглавляемые ими представительства в регионах ликвидировали.

Закрыто было и Ульяновское реготделение. Согласно протоколу внеочередной XI конференции КСМ России, случилось это из-за того, что его председатель Наталья Кузяшина «принимала участие в попытке незаконно захватить власть и устроить переворот в ООО «Комитет солдатских матерей России», «за нарушение устава организации, за подлог документов (Кузяшина составила и подписала протокол контрольно-ревизионной комиссии от 17.11.2016 года, впоследствии признанный судом недействительным – прим. ред.), за действия, направленные на раскол ООО «КСМ России». Саму Кузяшину исключили из рядов солдатских матерей «за раскольническую деятельность и за действия, дискредитирующие и наносящие моральный ущерб ООО «КСМ России», а также за то, что она подавала в суд на действующее руководство комитета.

Теперь исключенные солдатские матери пытаются оспорить эти решения в суде и восстановить членство в общественной организации. Сегодня, 3 сентября, их коллективный иск продолжит рассматривать Измайловский районный суд Москвы. Истицами выступают 24 солдатские матери, включая Наталью Кузяшину, которые ранее возглавляли отделения КСМ в регионах. Связаться с г-жой Кузяшиной на момент подготовки материала не удалось.

- На самом деле это вторая волна судебных разбирательств, в первый раз они суд проиграли, потому что там были жесточайшие нарушения. Кузяшина совершила кучу подлых поступков, множество дискредитирующих и нарушающих устав действий. Все это стало основанием для ее исключения, - заявил 73online.ru заместитель председателя Комитета солдатских матерей России по защите прав призывников Андрей Курочкин. - Это просто обнаглевшие люди, которые уже проиграли суд и повторно подают [иски в суд], чтобы их восстановили. Таким образом они пытаются создать сложности для нашей организации. Видимо, они почувствовали себя безнаказанными и думают, что могут и дальше гадости творить и нарушать устав. Нет, этого не будет!

По словам г-на Курочкина, вопрос о возрождении Ульяновского регионального отделения КСМ, которое сейчас находится в стадии реорганизации, стоит «однозначно», поскольку комитет развивается: «Мы не можем позволить, во-первых, чтобы у нас работали плохие люди, а во-вторых, чтобы отсутствовало какое-либо региональное отделение. Оно должно работать, сейчас мы ищем людей. Во многих регионах люди уже заменены». Пока же для Ульяновской области действует только «горячая линия».

Военный комиссар Ульяновской области Пётр Брыкин в комментарии 73online.ru крайне негативно высказался о работе комитета солдатских матерей в Ульяновской области под управлением Натальи Кузяшиной:

- Все, что касается Ульяновской области, то могу сказать, что мы никак не взаимодействовали. Организация фактически бездействовала. Ну, приходила она [Кузяшина]... Я ей рассказывал, как должен работать комитет солдатских матерей, но ничего этого не было. Они просто самоустранились и прикрывались комитетом. Если его восстанавливать, то это должен быть настоящий комитет солдатских матерей. Они должны выигрывать гранты, а у них ни денег, ничего нет - никаких ресурсов, полный ноль. Одно название. Я же знаю, как должен работать комитет, какую помощь он должен оказывать, в том числе по патриотическому воспитанию молодежи. Как он должен работать во взаимодействии с военным комиссариатом. То, что его нужно восстанавливать, это однозначно, спору нет, комитет должен быть. Они должны ездить в воинские части, проводить анализ по призывникам, работать с родителями. По крайней мере, у них должна быть информация по всем частям, в которые ребята убывают на службу, должны связываться с командованием воинских частей, интересоваться, а здесь ничего этого нет.

Кирилл Биджанов