Частные перевозчики уведомили городское управление дорожного хозяйства и транспорта о грядущем повышении стоимости проезда в маршрутках. Она составит 28 рублей. Предприниматели сылаются на рост цен на ГСМ и соглашение с мэрией о ежегодном увеличении зарплат, на которое у них нет денег. Глава Ульяновска Дмитрий Вавилин высказался категорически против повышения и пригрозил обращением в ФАС. В "Транспортном Альянсе" призывают к компромиссу в виде субсидий перевозчикам из городского бюджета.

В соответствии с федеральным законом №220 есть два вида регулярных автомобильных пассажирских перевозок. Один подразумевает регулируемые тарифы, где муниципалитет устанавливает стоимость поездки, а выпадающие доходы компенсирует перевозчикам из бюджета. По такой схеме работают АО "ПАТП-1" и МУП "Ульяновскэлектротранс", где стоимость билета для одного пассажира — 19-22 рубля в зависимости от способа оплаты (безналичными выходит дешевле). Для других перевозчиков действуют нерегулируемые тарифы — они устанавливают свою цену за проезд, и, как указано в приказе №01-44 Минэкономики Ульяновской области, ее утверждает ведомство по предложению Минтранса.

Предприниматели уведомили управление дорожного хозяйства Ульяновска о том, что с 23 октября стоимость проезда увеличится до 28 рублей. Один из перевозчиков Константин Букаров, работающий на маршруте №84, рассказал 73online.ru, что последней каплей стал недавний скачок цен на горюче-смазочные материалы — порядка 10%. К тому же предприниматели и организации подписали соглашение с управлением имущественных отношений, экономики и развития конкуренции о том, что ежегодно всем сотрудникам компаний-перевозчиков необходимо увеличивать зарплату на 15%, но брать на это деньги неоткуда.

— Мы провели подсчеты, предоставили администрации экономическое обоснование этих 28 рублей. С 2019 года цены на проезд не поднимались. Мы давно говорили, что пора, но нам все время отвечали: подождите. То пандемия пройдет, то выборы, то люди оправятся, то еще что-то. В мэрии беспокоятся о горожанах, но почему-то за тех, кто сидит за рулем, никто не переживает. Что у них семьи есть, им тоже нужно как-то работать и жить. Водитель должен получать 24 тысячи рублей официально, плюс мы заключили соглашение, что зарплаты нужно повышать на 15% ежегодно. Как это сделать? Состав маршрута №84 становится все меньше и меньше: если 7 лет назад было 120 автобусов и 150 человек в штате, то сейчас у нас 20 автобусов и 19 сотрудников, — говорит Букаров.

Глава Ульяновска Дмитрий Вавилин с этой позицией категорически не согласен, считает такой рост цены необоснованным. По его словам, экономические расчёты показывают, что тариф на разовую поездку сегодня не может быть выше 25 рублей. У членов межрегионального территориального союза работодателей "Транспортный Альянс" другое мнение. Директор Святослав Малаев рассказал, что по их подсчетам реальная цена поездки с учетом роста цен на горюче-смазочные материалы, запчасти и сам подвижной состав составляет 54 рубля.

*Расчет тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении производится путём деления эксплуатационных затрат по перевозке пассажиров данным видом транспорта и необходимой прибыли на плановое количество перевезённых пассажиров.

— ГСМ с 1 января подорожал на 15%, ОСАГО — на 74%, запчасти примерно на 30%, особенно для иномарок, таких как Ford, Citroën. И у каждого предпринимателя свой объем расходов в зависимости от количества маршрутов, насколько они крупные, так цена в 28 рублей не единая и конечная сумма. Речь уже не о том, чтобы окупаться, а хотя бы удержать коллективы, чтобы люди не разбегались. Сейчас в Ульяновске пассажиров перевозят всего 600 транспортных средств, а еще 3-4 года назад было 1600. Это же о чем-то говорит. Бросили этот бизнес! — рассказал Святослав Малаев.

Глава Ульяновска согласился, что себестоимость перевозок за последнее время увеличилась из-за роста цен, но подорожание проезда сразу на 6-7 рублей станет неподъёмной ношей для жителей.

— Да, они работают по нерегулируемым тарифам и самостоятельно устанавливают стоимость проезда. Напрямую повлиять на перевозчиков мы не можем, но приложим максимальные усилия к тому, чтобы изменить их решение. В случае категорического несогласия с нашей позицией будем оспаривать такое повышение стоимости проезда в самых разных инстанциях, включая Федеральную антимонопольную службу. Даже если перевозчики прислушаются к позиции властей и стоимость поездки вырастет только до 25 рублей, мы будем требовать от них обновления подвижного состава, внедрения системы электронных платежей, чёткого соблюдения графика движения. То есть сделаем всё для улучшения качества пассажирских перевозок, — заявил Вавилин.

Члены "Транспортного Альянса" согласны, что сильно взвинчивать цены было бы нецелесообразным, но заявляют, что бизнес в нынешних условиях не выживет. Они предлагают альтернативу — охватить регулируемыми тарифами большее количество маршрутов.

— Все перевозчики работают в убыток с теми тарифами, что установлены сейчас, но "ПАТП-1" и "Ульяновскэлектротранс" получают компенсацию выпадающих доходов. Если администрация переживает за людей, то можно не повышать проезд, но пусть тогда бюджет компенсирует расходы перевозчиков хотя бы на социально значимых маршрутах. Вот и решение вопроса, но этого тоже никто не делает, — говорит Малаев.

Такой вариант поддерживает председатель комитета по градостроительству, дорожному хозяйству и транспорту Гордумы Петр Столяров. Однако к депутатам перевозчики с такой инициативой не обращались. Позицию главы города парламентарий считает слишком категоричной: по его мнению, чтобы бизнес выжил, цены поднимать все же нужно.

— Если перевозчики хотят субсидироваться, пусть обращаются в администрацию, и мы уже будем принимать решение на заседании комитета, а затем на заседании городской Думы. Относительно самих тарифов у города сейчас мало полномочий. Но, конечно, если мы совсем не будем поднимать цены, загубим весь бизнес. Я считаю, нужно их повышать, но плавно и обоснованно — не до 54 или 28 рублей, кому как захотелось, — считает глава профильного комитета.

Дарья Гордеева