В Ульяновской области снова началась дискуссия о том, всем ли школам нужно переходить на пятидневную учебную неделю и если да, то как от этого изменится нагрузка на детей и не отразится ли это на благосостоянии учителей. Единого мнения нет ни среди родителей учеников, ни среди директоров школ, ни среди чиновников от образования. Последние же подчеркивают - школа имеет право сама выбирать, сколько дней в неделю учиться.

Председатель бюджетного комитета ЗСО Александр Чепухин недавно выложил на своей странице в социальной сети обращение, которое ему пришло от родителей учеников:

- Добрый вечер. В 2019 году предполагается пятидневная школьная учебная неделя, все зависит от решения школы. В нашей школе были родительские собрания по этому поводу и могу сказать, что всех родителей принудительно (!!!) заставляют ставить подписи против пятидневки. Провели работу с детьми и объяснили, что они будут в случае 5 учебных дней учиться по 8-9 уроков. Как бороться с этим?

Как пояснила 73online.ru начальник управления образования администрации Ульяновска Светлана Куликова, каждая школа имеет право сама выбирать, сколько дней в неделю учиться.

- На данный момент, согласно ФЗ №273 «Об образовании в РФ», школа имеет право сама выбирать, сколько дней в неделю учиться – 5 или 6. Перед переходом на пятидневку обязательно изучаются мнения учеников, родителей и педагогов. Проходят родительские собрания, проводится анкетирование. После чего полученные данные анализируются.

По данным ведомства, на пятидневку уже перешли 16 школ Ульяновска, в том числе гимназия №30, школы №№ 8, 12, 25, 37, 52, 53, 58, 85, Баратаевская, Карлинская, Отрадненская, Кротовская, Лаишевская, основная Луговская школы, начальная школа №200. Также по субботам не занимаются ученики начальных классов всех городских школ, кроме трех учебных заведений (Лингвистическая гимназия, гимназия №44 и школа №22). В девяти школах поэтапный переход на пятидневную учебную неделю начался в этом году. Таким образом порядка 30 школ из 90 отдыхает два дня, вместо одного.

Дочь Анастасии Самсоновой (имя и фамилия изменены - прим. ред.) учится в начальной школе Лингвистической гимназии и, по ее словам, ребенок ждет перехода на пятидневку. Да и сама родительница считает, что такая система намного лучше:

– Субботу забивают физкультурой или другими, скажем так, менее важными уроками. На мой взгляд, лучше перенести их на будние дни. И ничего страшного, что побольше уроков в школе - поменьше будут болтаться на улице! Да и на выходные можно куда-нибудь спокойно уехать.

Сын Веры Ивановой учится в 48-й школе, и она тоже считает, что пятидневка лучше, но она переживает, что нагрузка в будние дни на детей может увеличиться:

– У нас постоянно по 5-6 уроков. Мне кажется, что это перебор. Но пятидневка все равно лучше. Нам, например, одного выходного не хватает. Дети приходят домой около двух. Уехать куда-то надолго не получится. В воскресенье надо готовиться к понедельнику, делать домашнее задание. Ну и поспать немного подольше можно будет.

Как пояснили в министерстве образования Ульяновской области, Минобрнауки РФ разработаны учебные планы для занятий в школе как по пятидневной, так и по шестидневной учебной неделе. Это означает, что часы с шестого дня (субботы) не раскидываются на остальные дни, как это представляют родители. Изначально программой пятидневки предусмотрено меньшее число учебных часов в неделю по ряду предметов, это делается не в ущерб знаниям. В то же время это позволяет не увеличивать количество уроков в день.

Директор гимназии №1 Алексей Клоков считает, что качество образования важнее количества учебных дней:

- У нас уже младшие классы учатся по пятидневной системе, но я не сторонник того, чтобы переводить всю школу сразу на такое обучение. Потому как от этого может пострадать количество часов, а соответственно, качество образования. Я думаю, что такое нужно делать постепенно. По санитарным нормам в старших классах не может быть более 7 уроков в день. Значит, нужно уменьшать количество часов. Родители, когда приводят детей в школу, хотят получить качественное образование, но в то же время они услышали новость про пятидневку и обрадовались этому. Давайте обсуждать, что нам надо. 5-6 классы можно перевести, но дальше сложнее. Нужно сесть, понять, привлечь родительский комитет. Если вы готовы урезать дни за счет качества и восполнять убыток за свой счет и репетиторов, то да.

Согласно постановлению главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189, максимальная нагрузка для учеников 10-11 классов в неделю при пятидневной системе должна составлять не более 34 часов, а при 6-дневной - 37 часов. То есть как минимум 3 часа придется сократить. И это только в старших классах. Как следствие, это может понести за собой и сокращение заработной платы учителей, чьи часы будут сокращены.

- Я работаю в одной из школ города. Можно сказать, что мой урок не относится к разряду обязательных. То есть получается, что если наше учебное заведение перейдет на пятидневную систему, именно моя заработная плата попадет под удар. Директор же не может сократить, например, русский язык. Так как этот предмет чаще всего нужен для поступления в вузы, - говорит учитель Татьяна Николаевна (женщина попросила не указывать номер учреждения для сохранения конфиденциальности - прим. ред.).

Директор школы №21 Людмила Васцына считает, что при грамотном составлении плана и графика можно ввести пятидневную систему без ухудшения качества образования и уменьшения заработной платы учителей:

- Это очень серьезный, глубокий вопрос. Мы должны знать, чего мы хотим. Если мы хотим разгрузить школу, то мы можем сделать это доступно и спокойно, как ряд других школ. В частности, как это делает 38-я школа - по параллелям. По понедельникам - свободный день для 5 классов, по вторникам - для 2-х и т.д. Так мы разгружаем школу и детей в какой-то степени, но в этот момент ребенок предоставлен сам себе. Его не контролируют родители, школа, учреждение дополнительного образования, не в каждой семье есть бабушка и дедушка. Если мы говорим о пятидневной рабочей неделе, как у родителей – это другой вопрос. Со строительством многих спортивных сооружений многие семьи отдают детей в разные виды спорта. Тем более, мы должны работать по постановлению главного государственного санитарного врача – не превышать допустимую норму часов. Также у нас есть федеральный стандарт о внеурочной деятельности, которая не должна превышать 10 часов. Ее мы обычно ставим на послеурочное время, каникулы, выходные или праздничные дни. При грамотном распределении нагрузки пятидневная рабочая неделя возможна. Например, один день у школьников будет 7 уроков, а в другие дни - по 6 уроков. Внеурочка просто уйдет на каникулы, выходные, праздничные дни. На добровольной основе. И конечно, пятидневка может привести к снижению академической нагрузки школьников и учителей, что может снизить качество образования. Время пришло, потому что родители сейчас стараются своего ребенка отдать много куда: английский, спорт, музыка. И плюс еще внеурочка и дополнительные занятия. Грамотная и правильно выстроенная рабочая система должна быть не во вред. Что можно вывести? Математику и русский, историю, физику не уберешь – это федеральный план. Основы безопасности жизнедеятельности можно перенести на внеурочку, например. Физкультуру нельзя убирать ни в коем случае. Заработная плата учителей не пострадает. На детей субвенции приходят в полном объеме, за счет внеурочки мы компенсируем эти три часа.

Маргарита Николаева