Пластовская премия, учрежденная министерством культуры Ульяновской области для поддержки талантливых живописцев, творящих в реалистичной манере Аркадия Пластова, является, пожалуй, одним из самых спорных региональных проектов. Возникшая 13 лет назад, она выполняла свою функцию популяризации творчества нашего земляка всего лишь два года. Все остальное время служила PR-орудием для местных властей - о премии много говорили, но до чествования художников дело доходило не всегда. В этом году премию Пластова воскресили. Правда, из самого дорогого международного события в области изобразительного искусства она превратилась в региональный конкурс с более чем скромным бюджетом.
Пластовская премия появилась в 2010 году. Тогда идею проведения форума в нашем регионе поддержал Фонд Кончаловского. Более 200 художников из различных уголков России и стран СНГ впервые посетили село Прислониха и ассамблею «Пластовская осень», во время которой прошли пленер, выставки художников-реалистов и вручение самой премии.
Самая дорогая и престижная в мире
Инициатором проект была экс-министр культуры региона Татьяна Мурдасова. В 2010 году размер призового фонда составил в общей сумме 1 миллион рублей: 50% - давал бизнес, а 50% - шли из регионального бюджета.
В 2011 году премия Пластова была увеличена до 1,7 миллионов рублей, и тогда ей впервые попробовали придать международный статус.
В 2012 году призовой фонд премии, выделенный из бюджета Ульяновской области, был снова увеличен, теперь в 10 раз, - до 10 миллионов рублей. Премия стала вручаться по 16 номинациям. В тот год в мероприятиях приняли участие художники не только из России и стран бывшего СССР, но и из Европы.
В январе 2013-го, в год юбилея Аркадия Пластова, в Лондоне в аукционном доме MacDougall прошла выставка картин художников-соискателей международной премии. С нее начался Год Пластова в Великобритании, а потом выставка должна была отправиться в Италию. Чтобы не ударить в грязь лицом, премию увеличили в 10 раз - до 20 миллионов рублей.
Таким образом, Пластовская премия, учрежденная в маленьком городке на Волге, стала самой дорогой в мире. Ульяновская общественность отреагировала неоднозначно. СМИ писали, что региону не по карману такие траты. Пресс-служба местного правительства отбивалась, как могла. Чиновники уверяли, что фонд формируется за счет спонсорских средств, а денег из федерального и областного бюджетов в премии нет. Однако до сих пор так и не были названы ни фамилии спонсоров, ни компании, финансировавшие ее.
Бюджет не резиновый
«Пластовская осень» должна была пройти в Ульяновске в сентябре 2013 года, но так и не состоялась. Обещанные 20 млн рублей художники не получили. По официальной версии - областной минкульт не смог в полном объеме доработать положение о премии. Тогда уже новый министр культуры Татьяна Ившина заявила, что это художники попросили перенести сроки вручения премии Пластова на следующий год - Год Культуры на территории РФ.
Наступил 2014 год, власти пообещали снова увеличить размер премии - на этот раз еще в 1,5 раза. Но опять все закончилось на словах. Премия так и не была вручена. Якобы, на премиальный фонд не смогли насобирать денег.
На дворе 2015 год, и минкульт по традиции снова заговорил о многострадальной премии. Ее должны будут презентовать на мероприятии «Пластовская осень», которое пройдет в Ульяновске с 20 по 25 сентября. Однако сам фонд конкурса сократится с 20 миллионов рублей до 500 тысяч, то есть в 40 раз. На вопрос журналиста, почему призовой фонд настолько оскудел, в минкульте ответили, что должен учитываться принцип государственно-частного партнерства, региональный бюджет не тянет.
Возрождение традиций
Последние годы никакого поощрения для художников не было вообще, Пластовскую премию похоронили. Но в год 130-летнего юбилея великого художника о ней заговорили опять, и это - справедливо.
- Изначально премия имела внушительный размер на 10-12 номинаций. Ее сделали в последующем меценатской, под нее сформировали фонд «Пластовская осень» и выдавали деньги, исходя из благотворительных взносов. В пандемийные годы премию не вручали, считалось, что все маститые художники за много лет ее существования получили признание, но сейчас решением министра Евгении Сидоровой хотят воскресить - в юбилейный год она нужна. Появилось много достойных живописцев, хранителей традиций Аркадия Пластова, принято решение поддержать деятелей декоративно-прикладного искусства, они незаслуженно забыты, - рассказывает директор областного художественного музея Анна Карвалейру.
Проблема кроется в недофинансировании области культуры. Руководитель учреждения объясняет, что частных вложений в область искусства сегодня практически нет, пожалуй, отличился только сенатор Сергей Рябухин, который на сумму в около 500 тысяч рублей заказал шикарное паникадило в восстановленный после пожара храм в селе Прислониха. Еще серьезно помогает минкульту группа компаний DARS - на первом уикенде фестиваля «Аркадия» холдинг за свой счет у «Аквамолла» организовал книжные ярмарки, установил сцену, звук, свет, создал инфраструктуру, которая останется городу.
- Меценатов - единицы. Мы благодарны, что они идут на риск. Культурные события - это венчурные инвестиции, которые, как правило, не окупаются. Это безвозмездные вложения. Поэтому обычно бизнес тяжел на подъем, с ним сложно работать, у нас нет партнеров, - говорит Карвалейру.
В 2023 году из областного бюджета на четыре номинации выделяется 500 тысяч рублей. «За выдающийся вклад в развитие изобразительного искусства» и номинацию «На родине А.А. Пластова» дают по 200 тысяч, в новой номинации «За выдающийся вклад в развитие декоративно-прикладного искусства» фонд сформирован в размере 100 тысяч рублей. Последняя номинация - безденежная, и вручается благотворителю. Еще 100 тысяч рублей между собой поделят два молодых художника в рамках премии А.Д. Архангельского - учителя и наставника Аркадия Пластова. Церемония состоится в воскресенье, 3 сентября, в Radisson Hotel Ulyanovsk.
Карвалейру говорит, что целесообразность в сохранении Пластовской премии есть - Ульяновская область является единственной площадкой в России, которая поддерживает русскую реалистичную живопись: «Мы - родина и наследие Пластова, мы уникальны. Поэтому надо поддерживать художников, которые продолжают работать в рамках его пленэрного метода».