Виктору Васильевичу Давыдову, многолетнему руководителю Ульяновского управления Центрального банка РФ - 85 лет.

Он занимал эту должность с 1990 по 2008 год, но главным областным банкиром являлся 30 лет, с тех пор, когда в 1978 году возглавил областную контору Госбанка СССР.

Банковская деятельность в Союзе внешне разительно отличалась от современной: вместо элегантных офисов были серенькие сберкассы, никакой рекламы и пиара, о том, что мы сегодня называем инвестициями в экономику - ни слова.

Но реальное значение Госбанка было огромным, ведь он был единственным оператором огромных средств, которые советское государство вкладывало в экономику. Фабрики, заводы, колхозы и совхозы кредитовались для своего развития в этом источнике. И когда отстраиваемая годами и, казалось бы, нерушимая коммунистическая система пошла в разнос, на советских банковских служащих свалилась колоссальная ответственность и нагрузка. Новые принципы работы формировались буквально на ходу, и никто не мог дать гарантий, что они сработают так, как надо. А гарантии в банковском деле - главное.

Фактически, Виктор Васильевич - один из тех людей, которые протащили наш регион через драматические «лихие 90-ые». Не без потерь, ошибок и разочарований - без них в принципе не могло обойтись - но протащили. Не все сохранили честь и честность, достоинство и профессионализм. Но не Давыдов - человек с безупречной репутацией, заслуживший настоящий почет и подлинное уважение земляков.

Побег в город

Юный Витя Давыдов никогда и не думал, что свяжет свою жизнь с финансами и уж тем более о том, что станет банкиром. С финансами в селе Линейка Горьковской (ныне Нижегородской) области было совсем плохо. Впрочем, как и со всем остальным - все жили бедно и неустроенно.

Отец погиб на фронте, мама в одиночку поднимала троих сыновей. Жизнь в бедности и лишениях выматывала, и Виктор принял твердое решение - сразу же после школы перебираться в город.

Путевка в жизнь

На левой руке Виктора Васильевича отсутствует указательный палец. Эта маленькая трагедия случилась с ним в деревенском детстве, и она тоже постоянно напоминает о тогдашних лишениях - катался на санках, столкнулся с препятствием, не сразу заметил, что пальца больше нет; мать несколько километров везла его на санях до ближайшего медпункта, в больнице пришлось провести три месяца - не было даже элементарного йода для обработки раны.

Несмотря на все трудности, народ в селе жил душевный и радушный. Именно гостеприимство и хлебосольность семьи фактически дали путевку в жизнь. Тетка была председателем сельсовета, к ней то и дело наезжало по делам районное начальство. А в селе, естественно, никакого общепита, тетка всех кормила у себя. Там то смышленого юношу и приметил руководитель районного финансового отдела - подсказал, куда пойти учиться, и пообещал, что в дальнейшем даст работу.

Так Виктор Давыдов и встал на путь финансиста - через теткины щи.

Под контролем

До того, как стать банкиром, Виктор Васильевич много лет занимался контрольно-ревизионной деятельностью - аудитом, если говорить по-современному. Функция в народном хозяйстве важнейшая, так как производительность труда при социалистическом укладе все время норовит снизится из-за недостатка мотивации сотрудников. Если то или иное предприятие начинало демонстрировать хроническое невыполнение плана, туда ехали контроллеры - такие, как Давыдов. Анализировали отчетность, проверяли все цепочки поставок и производства, вычисляли проблему и докладывали руководству для принятия управленческих решений.

В память о Бабае

Виктор Васильевич с особым удовольствием вспоминает о советских временах. Особенно тепло и уважительно говорит об Анатолии Андриановиче Скочилове, который руководил Ульяновской областью с 1961 по 1977 годы.

Скочилов - первый справа

Скочилов сыграл огромную роль в развитии региона - пролоббировал и осуществил перестройку областного центра к празднованию 100-летия со Дня рождения Ильича. А также в жизни Виктора Васильевича - трижды продвигал его по службе. По мнению Давыдова, память о Скочилове (которого наш герой называет настоящим Бабаем) достойна гораздо большего почитания, чем сейчас - нужен полноценный памятник или хотя бы памятная табличка на Мемориальном центре, которого просто не было, если б не усилия первого секретаря обкома. Об одном поручении Бабая Давыдов вспоминает особо.

Ностальгия? Нет, профессионализм!

То, как жила страна тогда, Виктору Васильевичу явно нравится гораздо больше, чем сегодняшняя реальность. Но когда было нужно, в тех самых 90-ых, он смог отодвинуть идеологию и ностальгию на второй план, оставшись реалистом-профессионалом. Страна переходила на новые «рельсы», и старые подходы могли просто пустить «поезд» под откос. Увы, это понимали не все. Юрий Горячев твердо решил сохранить Ульяновскую область как островок социализма в капиталистическом море. В итоге ничего сохранить не смог, зато подорвал региональную экономику и обесценил труд тысяч ульяновцев.

1998 год - открытие здания центробанка

- В Самарской и Татарстане хлеб стоил 4,5 рубля, а у нас 20 копеек, как в Союзе, - вспоминает Виктор Давыдов, - Горячев принуждал аграриев продавать зерно хлебзаводу по старым, советским ценам, обещал, что все возместит из бюджета. Я ему говорил: «Фролович, остановитесь, вы что делаете? Так нельзя!», но он махал на меня рукой и отвечал:

«Васильевич, вы ничего не понимаете». В итоге, когда колхозники обратились за компенсацией,

Горячев, естественно, ничего им не дал - в бюджете денег не было. А тем временем из Самары приезжали сюда на грузовиках, выкупали здесь дешевый хлеб и везли на фермы - чтоб свиней кормить.

Лучший подарок - правнучки

Своими воспоминаниям Виктор Васильевич щедро делится в книгах - их у него пять. Труд колоссальный, благо была наработана солидная основа - более 20 лет он ежедневно вел дневник.

Последняя книга вышла в 2019 году - продолжать юбиляр не планирует, он уже сказал все, что хотел. В свои 85 первый ульяновский банкир находится в отличной форме - каждый день проходит по 3-5 тысяч шагов, несмотря на небольшую хромоту - последствие инсульта. Пьет много воды, иногда позволяет себе 50 грамм водки, активно общается, внимательно следит за новостями. В его роду явно есть ген долгожительства - мама дожила до 89 лет, тетка - до 92.

Празднует юбилей в широком семейном кругу - с детьми, вуками, правнуками и друзьями. Про подарки не думает, так как считает главной ценностью саму возможность встретиться с самыми близкими людьми, обнять их, увидеть улыбки на лицах.

- Самые дорогие подарки они мне уже сделали - это мои правнучки. Одна из них родилась в 2014 году 6 сентября, почти что на мой день рождения. Пусть все они будут живы и здоровы - больше мне ничего не надо! - говорит именинник.

Андрей Арсентьев