Еще во время пандемии рынок авиаперевозок столкнулся с резким снижением пассажиропотока. Новый кризис носит иной характер: после начала спецоперации на российскую авиаотрасль обрушился целый ряд ограничений, коснувшихся как международных перелетов, так и внутренних. 73online.ru поговорил с гендиректором международного аэропорта имени Карамзина Сергеем Наконечным и узнал, какие из авиакомпаний прекратили полеты, куда можно улететь из Ульяновска и планируется ли открывать новые направления.

— Как пандемия повлияла на работу аэропорта? Насколько снизилось количество пассажиров?

— За два месяца (апрель и май 2020 года) пассажиропоток резко упал. Но потом началось постепенное восстановление и увеличение. В итоге отработали мы неплохо. 2021 год вообще получился пиковым. Достигли исторического максимума с постсоветского периода — 554 758 пассажиров за год. Но не обошлось и без отмен регулярных рейсов. В Москву летала компании RedWings — рейс выполнялся с мая и был отменен в сентябре. Компания Utair полетала два месяца в Москву и ушла с рынка.

Частота рейсов в столицу увеличилась?

— Да, пассажиропоток в Москву вырос. Сейчас у нас пять рейсов в сутки: три — в Шереметьево, два — во Внуково. На Питер тоже есть рост, если сравнивать с прошлым годом: было три рейса в неделю, стало пять. Также у нас еженедельно выполняются три полета в Сочи. Сейчас они круглогодичные. Продолжаются рейсы в Новосибирск (два раза в неделю) и Екатеринбург (один раз в неделю).

— С февраля этого года против российской авиационной отрасли введены беспрецедентные санкции, из страны уходят иностранные компании. Как это отразилось на работе нашего аэропорта?

— В 2021 году у нас были рейсы в Турцию, Египет, но пока они прекращены. На 2022 год были заявки от авиакомпаний на международные направления. Мы согласовали время прилетов, вылетов для трех авиакомпаний. Но в связи со сложившейся ситуацией они были отменены.

Какие авиакомпании приостановили полёты?

— С 18 марта прекратила летать авиакомпания S7. Каждый день был рейс в Москву в аэропорт Домодедово. «Северный Ветер» (Nordwind Airlines — прим.) полностью отменил программу в Симферополь из-за закрытия местного аэропорта. Отменены летние чартерные программы авиакомпаний Azurair, «Северный Ветер», RoyalFlight в Турцию.

Планируете ли открывать новые направления?

— В этом году начались полеты в Екатеринбург. А с 6 октября стартуют рейсы в Минеральные Воды — по два в неделю.

Насколько сейчас загружен аэропорт? Внутренние авиалинии компенсируют отсутствие международных рейсов? Как нивелируете убытки?

— Сравнение доходности международных и внутренних рейсов — это больше вопрос авиакомпаний. У них экономика абсолютно разная в зависимости от направлений. Для нас отсутствие международных рейсов — это снижение общего количества вылетов и числа пассажиров. И да, безусловно, нам очень не хватает международных чартерных программ. Но мы стараемся увеличить частотность уже существующих рейсов. Мы очень хорошо стартовали в январе — рост [пассажиропотока] на 32%. Потом +22% было в феврале, но с марта потихоньку пошли в минус. Однако, несмотря на то, что международных рейсов не было, за счет положительной динамики первых месяцев снижение по итогам полугодия было не такое серьезное — до 234 638 пассажиров. Спад всего на 1,2% относительно аналогичного периода 2021 года.

Какие ожидания по пассажиропотоку на 2022 год?

— Надеемся, что по итогам года обслужим не менее 500 тысяч человек.

— Насколько работа наземной инфраструктуры зависит от импортного оборудования? Пришлось ли менять поставщиков?

— Конечно, у нас тоже есть и импортные расходные материалы, и техника. Например, интроскопы. Но все в рабочем состоянии, поэтому пока эти проблемы глобально нас не коснулись.

Есть ли у вас примерные оценки, сколько аэропорт недополучит доходов с начала спецоперации из-за прекращения рейсов внутри страны?

— Конечно, падение будет. В текущей ситуации для привлечения авиакомпаний нам необходимо создавать им наиболее комфортные условия, потому приходится давать больше скидок на обслуживание. Помимо этого, увеличиваем заработную плату сотрудникам. 2021 год мы закончили с прибылью 23 млн рублей. Пока это максимум за все время, потому что мы прошли через такие важные этапы, как реконструкция аэровокзала, взлетно-посадочной полосы, обустройство пункта пропуска через госграницу. Как только мы завершили все этапы модернизации инфраструктуры, началась пандемия коронавируса, которая сдерживала рост. Сейчас мы работаем в условиях нестабильной ситуации в авиационной отрасли.

Какую поддержку оказывают власти?

— Мы благодарны области за то, что она поддержала нас на всех этапах реконструкции аэропортового комплекса, а сейчас помогает с развитием маршрутной сети и выделяет субсидии авиакомпаниям. Есть постановление Правительства РФ №1242, целью которого является субсидирование внутренних воздушных перевозок для расширения воздушной сети региональных аэропортов. С учетом сложившейся в отрасли ситуации основным драйвером роста являются внутренние перевозки в обход Москвы. Однако авиакомпании согласны открывать новые региональные направления полётов только при условии предоставления субсидий. В рамках постановления Правительства необходимо, чтобы регион выделил 30,5% субсидий, столько же — встречный субъект. 39% дают федеральные власти. Сейчас по данному постановлению выполняются рейсы в Новосибирск, Екатеринбург и Минеральные Воды. На следующий год запланировали эти же направления. Также дополнительно будем прорабатывать совместно с нашим министерством транспорта организацию рейсов в Махачкалу и Калининград. Важно, что субсидии выделяются именно авиакомпаниям, а не аэропортам.

— Нынешнюю ситуацию можно назвать самой сложной за время вашей карьеры?

— Нет. Это 14 лет назад, когда я был назначен на пост исполняющего обязанности директора аэропорта, было сложновато. Предприятие было в убыточном состоянии. Приходилось часто бывать в налоговой, реструктуризировать задолженность и т. д. Тем не менее за прошедшие годы была полностью ликвидирована большая кредиторская задолженность, погашены огромные долги перед бюджетными и внебюджетными фондами, и сейчас предприятие является стабильным и прибыльным.

Сколько человек у вас работает, сократился ли штат? Какая зарплата?

— В аэропорту работает чуть больше 200 человек. Сокращения не было и не планируется, так как кадры — это наш ценный ресурс, в обучение мы вкладываем немалые деньги. Мы стараемся по максимуму всех сохранить. Рост средней заработной платы за первую половину 2022 года составил 23% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Расскажите о планах на следующий год.

— Главная задача — не только сохранить существующую маршрутную сеть, но и расширить ее. Также хотелось бы усовершенствовать сервисы для пассажиров. Очень много предложений от них по поводу организации регулярного автобусного маршрута, так как есть определенные проблемы с операторами такси в пиковые часы нагрузки. В идеале необходимо организовать регулярный маршрут из центра Ульяновска до аэропорта хотя бы раз в час. Сейчас пять раз в сутки ходит автобус, но расписание рейсов может меняться, поэтому по времени подгадать сложно.

Другое дело, когда люди будут знать, что транспорт ходит регулярно, — они смогут планировать время прибытия к рейсу и отправления от аэропорта. Этот вопрос, конечно, больше минтранса, но мы передаем все сообщения пассажиров и надеемся, что в скором времени ситуация будет решена. Также в планах сделать цивилизованную парковку. Например, чтобы только первые 15-20 минут она была бесплатной. Потому что люди улетают и, бывает, бросают автомобили на неделю, месяц.

Марина Иванникова