Простая истина, которую следует знать, если мы хотим, чтобы у России было будущее.

"Лично для меня Ленин не только изумительно совершенное воплощение воли, устремленной к цели, которую до него никто из людей не решался практически поставить пред собою…" - писал Максим Горький, старый приятель Владимира Ильича. Про цель блестящий прозаик немного лукавил. Потому что взять и удержать власть хотели многие: и до Ленина, и после Ленина. Но не всем это удавалось. Ленину удалось. Политиком Владимир Ильич был, безусловно, крупным. А цель для него оправдывала любые средства.

Чтобы взять власть, Ленин легко и часто менял точку зрения. Чего стоит переход от военного коммунизма к НЭПу! Нынешние его адепты продолжают веровать в "коммунистическую" или "социалистическую" мечту Ильича. А он легко наплевал на неё ради сохранения собственной власти. И вернул "буржуев" в экономику. Как наплевал и на мировую революцию, понимая, что мировая революция задвинет его за спины крупных немецких социалистов. Ему не нужна была столица мирового социализма в Берлине. Ему не нужна была ни такая революция, ни такой социализм. Ему нужна была его собственная Империя, со столицей в Москве или Питере. Пресловутый Брестский мир был тактическим сюжетом для достижения этой цели. Который в том числе угробил попытку революции в Германии. И в этом смысле нам с Ильичём повезло. Он был настоящим русским империалистом.

А не повезло России с Лениным вот почему. Владимир Ульянов, при всем своем гигантском политическом таланте, оставался типичным русским интеллигентом-западником. Он был увлечен марксизмом, входил в круг европейских социал-демократов, где хорошим тоном были размышления над моделями переустройства общества и человека. В общем, простительное увлечение для университетского профессора и крайне опасное - для политика-практика.

Подобрав царскую власть, рухнувшую ему под ноги в результате дохлого Февраля, энергичный гений Ленин восстановил государство. Иначе и быть не могло, потому что Россия достигла в ту пору невероятного расцвета культуры. Она производила на свет великих ученых уровня Павлова и Менделеева, великих конструкторов уровня Сикорского и Туполева, и великих политиков – Ленина, Троцкого, Сталина. Поэтому сгинуть Россия тогда не могла. Ее бедой стали интеллектуальные увлечения Ленина. Сохранить власть в России, проповедуя при этом интернационализм и "социалистическое" переустройство общества, можно было только при одном условии. Заключалось оно в лишении русского народа его государствообразующей роли. Именно поэтому Ленин боролся против "великорусского шовинизма". Вытаскивая на первый план классовые интересы рабочих, диктатуру пролетариата, он заменил ими державность русских и пустил тем самым под откос главное достижение Российской Империи – русскую культуру. Ту самую русскую культуру, которая создала в том числе его самого и его соратников.

Одним из результатов этой авантюры, или, если хотите, эксперимента стало появление города Ульяновcка. На месте (или вместо?) города Симбирска. И надо признать, что это два разных города. Барин Симбирск, город великой Империи, был способен производить на свет блестящих людей. И одним из них был, безусловно, Владимир Ульянов (Ленин). В Ульяновске же Ленин или кто-то подобный ему родиться уже не может. Потому что эксперименты великого сына Симбирска привели к попыткам вырастить вместо русского человека – советского. И поэтому вместо новых Лениных, Троцких, Сталиных или хотя бы Керенских мы получили в переломную эпоху всяких Горбачевых, Ельциных да Чубайсов. И очень может быть, что сегодня, в день 150-летия Владимира Ульянова, стоит задуматься о том, как нам вернуться наконец в Россию, способную рождать таких гениев. В Россию и, конечно, на родину Ленина – в город Симбирск.

П. Преображенский