Музыкантов Ульяновского государственного академического симфонического оркестра перевели на контракт. Мотивы изменения формы трудовых отношений неизвестны. Руководитель Ленинского мемориала Лидия Ларина встреч с журналистами избегает, официальные запросы остаются без ответа и слышен лишь громкий ропот недовольных реформами музыкантов.
Каждый должет получать за труд заработную плату - больше или меньше, конечно, зависит от того, кто на что учился. Стандартный трудовой договор подразумевает аванс, зарплату, отпуск, оплату больничного листа, но главное - гарантии. Нельзя быть уволенным без объяснения причин. Руководитель Ленинского мемориала Лидия Ларина решила все упростить. В добровольно-принудительном порядке музыканты Ульяновского государственного академического симфонического оркестра переведены на другую форму трудовых отношений: договоры сроком на один год. До сих пор раз в пять лет нужно было пройти аттестацию, и играть дальше. Теперь условия игры меняются.
Как выяснилось, недовольных новшеством немало. Отказываться от предложения руководства невыгодно - неугодных могут просто уволить, а подписывать страшно – тоже можно лишиться работы за любое лишнее слово. Дисциплинарный проступок, согласно условиям договора, ведет к его расторжению. Продлят ли договор через год – гарантии нет. При этом, как известно, свято место пусто не бывает, что подтверждает открытый конкурс, по поиску музыкантов, уже объявленный филармонией. Зарплаты очень даже приличные: от 60 и выше.
Конечно, многие скажут: не нравится - увольняйтесь. Да, но куда идти, например, арфисту или флейтисту? Филармония в Ульяновске одна, а в соседний регион попасть сложно. Там своих хватает.
В стандартном заявлении о переходе на срочный трудовой договор говорится: согласен, претензий не имею. Добровольно и совсем не принудительно. Сам решил - сам перешел. Впрочем, обещают больше денег. При этом, новых специалистов сразу зовут на серьезные зарплаты, а старики оркестра, играющие не один год, получат сопоставимые суммы только после заключения контракта.
Хотите денег - играйте. Не хотите - не играйте. Все просто.
- Нам поставили условия. Хотите получать больше денег – переходите на контракт. На срочный годовой контракт. Хитрая уловка. Все хотят получать больше, но не любой ценой. Захотят с вами расторгнуть контракт - никакой суд не поможет, - считает один из недовольных музыкантов оркестра, который попросил не называть его имени.
Оркестранты предполагают, что перевод на контрактную основу производится для того, чтобы оказать на них лишнее давление и усилить влияние на коллектив. У договора есть приложение, в котором указаны дополнительные критерии оценки работы - количество гастролей, концертов, сольных партий и прочее. План не установлен.
Между тем, в Ульяновском драматическом театре система срочных трудовых договоров введена уже давно и директор храма искусств Наталья Никонорова вполне понятно рассказала, зачем:
- Наши мастера, которые работают по 50 лет - они на бессрочных договорах. Независимо от того, в каких постановках и сколько играют. Мы охраняем их покой – за полвека артисты это заслужили, а вот с молодежью, которой у нас 70% - срочные договоры. Каждый год мы их пересматриваем и решаем, дать ли прибавку к жалованью или наоборот, в зависимости от качества и объема роли, - рассказала Никонорова.
Чтобы выяснить мотив руководства филармонии в отношении реформы трудовых отношений с коллективом, г-же Лариной направлен официальный запрос, в котором предложено рассказать, как изменится фонд заработной платы музыкантов и изучен ли опыт коллективов подобного уровня в других регионах. Оперативно предоставить цифр и аргументов в филармонии не смогли. Ответом стало приглашение на встречу губернатора с музыкальной общественностью.
Вероятно, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов услышал ропот музыкантов и сегодня готов встретиться с ними в Ленинском мемориале, чтобы выслушать представителей всех заинтересованных сторон. Возможно, после этой встречи рассеется туман вокруг ветшающего творения архитектора Федора Ливчака - здания филармонии, определится судьба знаменитого органа, который может погибнуть в нем, а музыкантам, наконец, расскажут, зачем им контракты.
Продолжение следует.