73online.ru продолжает анализировать эффективность менеджеров в сфере культуры. Напомним, в первой части эксперты высказались о результатах работы Евгении Сидоровой и Елены Топорковой. Сегодня разговор пойдет о директоре Ленинского мемориала Лидии Лариной и руководителе ульяновского драмтеатра Наталье Никоноровой.

Лидия Ларина: эффективный менеджер, но "единоличница"

В 1995 году окончила Казанскую государственную консерваторию. Училась в магистратуре МГУ по специальности «Менеджмент в культуре». С этого же года начала руководить ансамблем «Русская душа». С 2011 года возглавляла Ульяновскую областную филармонию (переименованную затем в Ульяновский дом музыки). С марта 2016 года (в эти дни исполняется 5 лет), с момента слияния Дома музыки и Мемцентра Ларина возглавляет объединенное учреждение.

Эксперты говорят о Лидии Лариной как об эффективном менеджере. Даже краевед Сергей Петров, резко критикующий всю сферу культуры региона, отметил, что политика Лариной ему нравится. «И стиль управления у нее хороший, и сама она отличный музыкант. Единственное, что меня смущает, так это ситуация с оргáном. Ну не получится в Ленинском мемориале органного зала», — считает Петров.

Собеседники портала, среди которых есть и подчиненные Лариной, отмечают строгий нрав начальницы. Они, например, припоминают историю с переводом музыкантов оркестра на контрактную систему, которая была введена на добровольно-принудительной основе. Также при Лариной за последние несколько лет в филармонии произошли серьезные ротации: учреждение покинули дирижеры Дмитрий Руссу и Олег Зверев, певец Владимир Самарев и ряд других сотрудников. Со Зверевым расстались в пользу дирижера из Санкт-Петербурга Ильи Дербилова, и эксперты 73online.ru считают это одним из лучших кадровых решений Лариной. По их словам, оркестр под руководством Дербилова зазвучал по-новому, «с питерским шармом».

Эксперты советуют директору Ленинского мемориала начать прислушиваться к своим подчиненным и чаще делегировать полномочия. «Ларина хороший сотрудник, но единоличник, а это разрушающая тенденция: чем больше людей у руля, тем лучше корабль поплывет. Но это проблема не только Лариной, а почти всех руководителей сферы культуры», — отмечают собеседники 73online.ru.

Заместитель директора по развитию областного художественного музея Анна Карвалейру говорит, что если у Лариной и есть текучка кадров, то это в большей степени связано с недостатком эффективных профессионалов в регионе. Карвалейру считает директора мемориала самым сильным менеджером в Ульяновской области среди руководителей сферы культуры и в то же время отмечает ее требовательность:

— Ей досталось бедное наследство — филармония и мемориал как музейное учреждение. В далеком 2011 году, когда она только пришла на должность руководителя, филармония зарабатывала только 11 млн. Сейчас — 50 млн. Это почти половина бюджета всей культуры региона. Мне очень нравится ее история с продвижением. То, что музыканты выходят в люди: в различные организации, торговые центры, вокзалы, школы и прочее.

«Традиционная» Наталья Никонорова

В 1980 году окончила театроведческий факультет ГИТИСа (ныне — РАТИ) по специальности «экономика и организация театрального дела». В областной театр драмы пришла в январе 1973 года. Начинала помощником режиссера, затем работала завтруппой и заместителем директора по организации зрителя. В конце 80-х — начале 90-х годов создала Театрально-культурный центр и возглавила его. С февраля 2007 года — заместитель директора театра по связям с общественностью, а с 15 сентября того же года — директор Ульяновского драматического театра.

Экс-министр культуры, заслуженный работник культуры РФ Геннадий Журавлев ранее говорил, что Никонорова долго шла к своему театру. «Она взяла то, что было, и добавила свое. В итоге получился очень серьезный театр. Работники культуры имеют свою градацию. Так вот, ее уровня в Ульяновской области пока что не достиг никто. Она лидер, безусловно», — отмечал Журавлев.

Знающие люди говорят, что стиль руководства Никоноровой близок к тоталитарному. За участие в политической агитационной кампании она «попросила» с должности замдиректора по развитию Анну Карвалейру, после скандальной истории с корпоративом для салона красоты «Фифа» устроила показательное увольнение администратора Ларисы Бойчук, отдавшей театру 11 лет жизни.

Несмотря на сложную историю взаимоотношений с бывшим руководителем, Карвалейру считает, что Никонорова хороший хозяйственник и ей удалось создать комфортные условия как для актеров, так и для зрителей театра. При этом советует бывшей начальнице уделить больше внимания современным пьесам.

— Она достаточно традиционный руководитель, но мне не хватает более свежего подхода к театру в этой организации. Современного худрука, который посмотрел бы по-другому на репертуар. Не хватает новых способов привлечения молодежи, но это субъективно. Я люблю современный театр, мне нравятся интересные формы. Например, как спектакль «Ленин и дети». Да и авторитарный стиль управления Никоноровой мне не близок. Человек — творческая единица, и когда он не может в полной мере распоряжаться своим творческим потенциалом, ему становится тесно и неуютно. Тем не менее у театра все в порядке с экономикой и финансами. Хотя есть куда, стремиться, — говорит Карвалейру.

Краевед Сергей Петров в свою очередь считает, что Никоноровой нужно больше внимания уделять пьесам наших земляков: Карамзина, Языкова и др. «Меня как патриота нашего региона очень разочаровывает репертуар театра. У нас ставят пьесы каких-то мелких датских, бельгийских авторов, которых у себя на родине-то не помнят. У меня большие претензии к постановке "Капитанская дочка" по Пушкину, они измучили Гончарова, можно сказать, препарировали», — критикует краевед.

Елена Скворцова