По новым правилам власти требуют от крупных компаний обязательного трудоустройства инвалидов, а не просто выделения рабочих мест, как раньше. Но работодателям зачастую проще заплатить штраф, чем реально заниматься соцнагрузкой. Да и очередей инвалидов на вакантные места, оказывается, нет. Как работает система и кого касаются изменения, в материале 73online.ru.

С 1 сентября в силу вступило постановление Правительства РФ, регулирующее порядок квотирования рабочих мест для инвалидов. Размер квоты рассчитывается до 1 февраля по итогам четвертого квартала предыдущего года.

Документ вводит принципиально новый момент: теперь квотирование предполагает не просто создание рабочего места для инвалида (с потенциальной возможностью приема на работу), а его фактическое трудоустройство. Либо заключение специального договора с соответствующей общественной организацией.

Об условиях квотирования

Новые правила касаются предприятий, где работают свыше 35 человек. Квота устанавливается в зависимости от численности: если в организации от 35 до 100 сотрудников, число рабочих мест для инвалидов не может быть больше 3%. При среднесписочной численности свыше 100 человек — от 2 до 4%.

Квота считается выполненной в случае оформления трудовых отношений с инвалидами при:

  • наличии трудового договора (в т. ч. срочного) с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя;
  • наличии трудового договора между инвалидом и организацией, ИП, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Ранее квоту «засчитывали», если работодатель выделил или создал рабочее место, не отказал инвалиду в приёме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, и представил соответствующие сведения в службу занятости, разъясняют в Агентстве по развитию человеческого потенциала. Работодатель обязан выполнить квоту для приёма на работу инвалидов в течение текущего года.

Чаще всего компании, у которых работают 100 и более человек не видят проблемы в трудоустройстве инвалидов. В больших компаниях социальная ответственность хорошо развита, и руководители чаще всего прекрасно понимают, для чего это делается и почему эта обязанность не может восприниматься как навязывание – это разделение ответственности за тех людей, которые нуждаются в нашей с вами помощи.
Бизнес-омбудсмен Екатерина Толчина уверена: для крупных компаний трудоустройство инвалидов не станет проблемой

Об аренде рабочих мест

Если у предприятия нет желания или возможности обустроить рабочее место для инвалида, руководитель вправе заключить соглашение с общественной организацией.

Алексей Орисенко— Допустим, у тебя есть вредное производство и квота на двух инвалидов, но ты не можешь их к себе трудоустроить — или не хочешь по тем или иным причинам, — объясняет председатель регионального отделения общества слепых Алексей Орисенко. — Существует замечательный механизм — аренда квотируемых рабочих мест. Например, у нас есть два специализированных предприятия — в Ульяновске («Автоконтакт») и в Димитровграде («Димитровград ЖгутКомплект»). Мы сами всё оборудуем, подберем инвалида и загрузим его работой. От предприятия нужно только перечислять зарплату в ту организацию, где устроен человек: минимум — МРОТ, плюс все отчисления.

Обращения от работодателей в общество слепых поступают, но до трудоустройства доходит редко. Причина банальна, считают общественники — нежелание выполнять закон и отсутствие серьезного наказания за нарушения. Орисенко вспоминает 2017 год, когда правительство Ульяновской области приглашало специалистов из Франции: в пересчете на рубли наказание для французских работодателей в те годы составляло 1 миллион за невыполнение квоты на одного сотрудника. Ульяновские предприниматели в то время говорили, что им проще заплатить за невыполнение квоты несколько тысяч рублей.

— Есть, конечно, сознательные, — комментирует Орисенко. — Одна фирма на нас вышла, на словах они готовы арендовать 10 рабочих мест. Посмотрим.

О выплатах и пенсиях

Есть и другая сторона, о которой упоминает Орисенко: многие инвалиды не хотят работать.

— У нас есть вакансии, причем с зарплатами до 60 тыс. рублей, на которые не можем найти желающих, — объясняет Алексей Орисенко. — Во-первых, пенсии у инвалидов второй группы, например, могут доходить до 32 тыс. рублей ежемесячно, а работа — это труд, дисциплина. К тому же, работающим инвалидам пенсии не индексируют. Так что нельзя сказать, что инвалиды хотят работать, а работодатели не дают. Здесь с обеих сторон есть перекосы.

— Сами граждане с инвалидностью зачастую неуверенно принимают решение, стоит ли им работать, так как считают, что могут потерять пенсию в случае трудоустройства, — говорит специалист Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области Ольга Ласточкина. — На выплату государственных, социальных пенсий по инвалидности факт трудовой деятельности не влияет. На период работы приостанавливается (а не прекращается) лишь выплата федеральной социальной доплаты к пенсии, которая выплачивается только неработающим инвалидам. Возобновляется выплата на основании заявления инвалида.

В Агентстве рассказали о дополнительных выплатах, на которые могут рассчитывать инвалиды при обращении в службу занятости населения: это 13 504 рубля при заключении соцконтракта на поиск работы и еще три выплаты после официального трудоустройства. При трудоустройстве на временные работы — 3 тыс. рубей за полный отработанный месяц в дополнение к зарплате.

Работодатели в свою очередь имеют право на господдержку при трудоустройстве граждан с инвалидностью в возрасте до 30 лет в виде частичной компенсации затрат на зарплату за каждого трудоустроенного работника в размере порядка 50 тыс. рублей.

Об ответственности за невыполнение

За нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости для должностного лица грозит штраф от 5 до 10 тыс. рублей. Надзор осуществляет в том числе прокуратура.

Правозащитники объясняют: требования по квотированию не коснутся большого числа компаний, речь идет о крупных организациях. Вопросов, которые касались бы создания каких-либо барьеров либо навязывания нежелательного сотрудника с определенными особенностями, как правило не поступает.

На июль 2022 года в Ульяновской области зарегистрировано 40 420 инвалидов трудоспособного возраста, из них работают 9 816 человек — то есть 24%. Такие данные приводит федеральный реестр инвалидов на основании данных ПФР. Люди с ограниченными возможностями здоровья заняты в большинстве категорий производств: от добычи полезных ископаемых до производства пищевых продуктов.

По данным «белого дома», в регионе проживает 105 175 инвалидов, из них в трудоспособном возрасте – 30 066 человек, официально работающих — 7 772 человека. Сегодня на единой цифровой платформе «Работа в России» размещено 274 вакансии в счёт установленной квоты. В Агентство по развитию человеческого потенциала и трудовым ресурсам обратились 716 ульяновцев, из них трудоустроено 324 человека (45,3%).

Татьяна Лисицына