Арбитражный суд Ульяновской области ввел процедуру банкротства в отношении некогда крупнейшего экспортера зерна - ООО "Сельскохозяйственная промышленная компания" (ООО "СПК") бизнесмена Дмитрия Кутьменева и арестовал его сухогрузные теплоходы. Этого добился банк "Венец", долги "СПК" перед которым превышают 130 млн рублей. Ранее банкротом был признан сам Кутьменев и еще одна его компания - ООО "Траст".

ООО "СПК" занималось поставками ульяновского зерна в Иран, компания перевозила продукцию водным транспортом по Волге и далее - по Каспию. Впервые в эту страну "СПК" отгрузила зерно в 2011 году - с грузового терминала Ульяновского речного порта. "СПК" можно назвать первопроходцем, потому что до этого никто и никогда не использовал водный транспорт для отправки зерна на экспорт. Об этом говорил и сам владелец и гендиректор компании Дмитрий Кутьменев. В 2016 году бизнесмен делился в одном из интервью большими планами по поводу поставок зерна в Индию, Пакистан и Тунис через порты Прибалтики и Новороссийска. В 2017 году Дмитрий Кутьменев удостоился премии "Коммерсант года" в номинации "Экспорт".

Вообще, закупкой и реализацией сельхозпродукции Кутьменев начал заниматься, перепрофилировав другой свой бизнес - экспорт металлолома. Этим занималась его компания "Траст" - поставляла металлолом в Турцию и Испанию. "Наша работа строится таким образом, что мы заключаем выгодные контракты по металлолому, зерну, и, используя наше преимущество — то, что наш город находится на Волге, мы занимаемся доставкой данного сырья по воде, используя корабли, пароходы, баржи", - рассказывал бизнесмен Кутьменев в интервью.

В какой момент успешный и развитый бизнес перестал быть таковым, сказать сложно. Но проблемы посыпались на Дмитрия Кутьменева как из рога изобилия. Первый по-настоящему тревожный звонок прозвенел в декабре прошлого года, когда петербургское ООО "Синопская набережная" (занимается сдачей в аренду и лизинг автомобильного транспорта) в судебном порядке потребовало признать банкротом и самого Дмитрия Кутьменева, и принадлежащее ему ООО "Траст". В апреле арбитражный суд удовлетворил эти требования. Из материалов суда следует, что долг "Траста" перед "Синопской набережной" составляет 32,39 млн рублей по договору купли-продажи гидравлических пресс-ножниц LEFORT, Дмитрий Кутьменев по этому договору выступал поручителем. В отношении "Траста" введено наблюдение сроком на шесть месяцев, "Синопская набережная" включена в третью очередь кредиторов. Фирма из Санкт-Петербурга добилась и банкротства Дмитрия Кутьменева, в отношении него введена процедура реструктуризации долгов.

Дмитрий Кутьменев (слева) с председателем "Партии Роста" Борисом Титовым и бизнесменом Русланом Ильясовым

На этом беды Кутьменева не закончились. Под удар попало и ООО "СПК", в отношении которого в июле была введена процедура наблюдения. Банкротства компании добивалось сразу несколько сторон - банк "Венец" с долгом в размере 136,79 млн рублей, ООО "Агротрейд" (2,65 млн) и ООО "Прод-Зерно" (5,36 млн рублей). Позже "Агротрейд" отказался от своего заявления в суд, переуступив право требования некому Александру Бодрецову. Но банк "Венец" пошел дальше и в начале августа добился принятия обеспечительных мер - суд арестовал принадлежащие "СПК" сухогрузные теплоходы. Речь идет о сухогрузах "Соколки", "Агна" и "Иловатка", которые были предоставлены банку в залог по шести ипотечным договорам. Очевидно, это те самые суда, на которых Дмитрий Кутьменев экспортировал зерно. Ранее сухогрузы уже были арестованы судебными приставами по решению Ленинского районного суда, но в связи с введением в отношении "СПК" процедуры банкротства ранее возбужденные исполнительные производства были приостановлены. В "Венце" сослались на то, что теплоходы находятся далеко от адреса нахождения должника - в Волгограде и в селе Криуши, поэтому "существуют риски утери имущества, что может привести к невозможности его возврата в конкурсную массу".

Дарья Косаринова