Авторынок — одна из главных отраслей, на которой отразились санкции, введенные в отношении России. Чего ждать автовладельцам в ближайшее время? Какие главные тренды, стоит ли покупать или продавать автомобиль сегодня или лучше подождать? Об этом в интервью 73online рассказал коммерческий директор ООО УК «Авторай» Андрей Чигиряев.
— Что сегодня говорят эксперты? Как, с учетом последних событий, будет развиваться ситуация?
— Все эксперты замерли в ожидании, какой-то конкретной информации нет. Ситуация меняется чуть ли не ежесекундно. В такой обстановке сложно давать экспертные оценки.
Очень много брендов сообщили, что покидают территорию России. По информации из новостных источников, какие-то категории автомобилей из ЕС не смогут к нам ввозиться. Большой вопрос с полупроводниками, кроме этого, стоит учесть, что многие компоненты автомобилей, которые используются в производстве, поставляются из Украины. Все это в итоге напрямую оказывает влияние на автопром.
Мой прогноз — в течение ближайших трёх месяцев на рынке будет дефицит автомобилей. Многие заводы, вероятнее всего, не смогут работать как минимум до июня, так как нарушены логистические цепочки. После этого, на фоне санкций, автомобили значительно подорожают.
— Что сейчас лучше — купить новый автомобиль или остановиться на варианте с пробегом?
— То, на что хватит денег. Это один из основных аспектов. Если хватает средств, лучше купить новый автомобиль — у вас будет уверенность, что в ближайшее время с ним ничего не произойдет, а если и произойдёт, то по гарантии за это ответит импортер, устранит неполадки за свой счёт.
Что касается автомобилей с пробегом, то этот рынок сейчас становится более насыщенным из-за дефицита новых машин. Цены на подержанные автомобили растут вслед за стоимостью новых.
Есть специальные формулы, по которым можно рассчитать стоимость бывшего в употреблении автомобиля. Если говорить приблизительно, в первый месяц новое авто теряет от 10 до 15% стоимости. Во второй и третий годы — по 10%, затем по 5% до того момента, пока не пройдет 10 лет с даты производства. После этого всё очень индивидуально. Российский авторынок очень подвижный, поэтому показатели постоянно меняются.
Например, сейчас автомобили, которые мы продали год назад новыми, можно реализовать по цене на 30-40% выше изначальной. Несмотря на то, что они уже с пробегом.
— Что будет с ценами на автомобили в ближайшее время?
— Из-за того, что машин становится меньше, импортеры повышают их стоимость. Уже многие заводы заявили о повышении цен на 40-70%. Все бренды авто, включая LADA, имеют очень много взаимосвязей с Европой, откуда поступают запасные части. Поэтому тенденция очевидна.
— Как Вы видите дальнейшую стратегию развития авторынка в России? Какие главные риски, какие пути выхода из ситуации?
— На фоне санкций основными драйверами роста будут «китайцы» и «корейцы». Те, кого санкции в меньшей степени коснулись и кто не уходит с рынка. Естественно, не стоит забывать про LADA. Про стратегию развития бизнеса сегодня говорить сложно: новые события в мире постоянно меняют вектор.
— Могут ли возникнуть проблемы с обслуживанием автомобилей?
— На данный момент мы этого не видим, хотя понимаем, что из-за нарушения логистических цепочек на центральных складах, скорее всего, ассортимент упадёт. Нужно будет искать аналогичные запчасти, которых сейчас крайне мало. Они уже стали дефицитными после того, как все автомобилисты устремились в сервисы на плановое ТО, пока его стоимость еще не успела вырасти. Стоимость же запчастей растет, не переставая.
— Автобизнес пережил не один кризис. Есть ли у вас личный чек-лист антикризисных бизнес-мероприятий?
— Сложно иметь чёткий и определенный чек-лист, когда жизнь нам подкидывает непредвиденные сложности. Конечно, у нас всегда есть четкий план действий. Но сейчас в первую очередь важна гибкость мышления и скорость принятия решений.
— Что бы лично Вы порекомендовали сегодня тем, кто хочет открыть свой бизнес? Какие сферы будут наиболее востребованными, перспективными?
— Большие перспективы — у производства компонентов автомобилей. Продажа авто сокращается, но их износ растёт. Конечно, о полупроводниках речи не идет — это сложное производство, которое требует миллиардных вложений. Я бы учитывал опыт Кубы, которая находится под санкциями довольно долго. Когда новые автомобили не поставляются, запчасти начинают играть очень важную роль — это мелкосерийное производство поршневых групп, коробок передач и так далее.
Но мы надеемся на лучшее, тем более у нас есть такой крупный партнёр, как Китай. В отличие от Кубы, Россия всё же самообеспеченная страна.
— Каковы Ваши главные принципы ведения бизнеса? Есть ли личный слоган, которого вы придерживаетесь?
— Мой слоган — «Дальше – больше!». Мы нацелены на развитие, на сохранение команды, потому что «нефть XXI века» — это люди, которые умеют и хотят работать.
— Ваши способы борьбы со стрессом, повышенной тревожностью?
— Активная жизненная позиция, спорт в том числе.
— Интуиция или трезвый расчёт — на что Вы опираетесь?
— Всегда расчёт. Всё в этом мире управляется и будет управляться математикой. Всё можно рассчитать и спрогнозировать.
Виктория Чернышева