Изданный в 1901 году и являющийся классическим в истории нашего краеведения труд, книгу Владимира Красовского «Хронологический перечень событий Симбирской губернии» открывается записью под 1372 годом: «Основание на реке Суре при устье реки Курмышки города Курмыша князем Борисом Константиновичем для защиты от набегов от мордвы, черемис и татар».

В наступившем 2022 году город Курмыш – ныне село Курмыш в Пильнинском районе Нижегородской области – справит своё 650-летие. 141 год из этого солидного срока, с 1780 по 1921 годы, Курмыш провёл в качестве уездного города, центра одноимённого уезда в составе Симбирской губернии, самого северного и далёкого от губернского Симбирска. Курмыш был самым старым среди населённых пунктов, когда-либо входивших в состав Симбирского-Ульяновского края. Курмышские жители строили и населяли заложенный в 1647 году Карсун.

В 1780 году, став уездным городом Симбирского наместничества, Курмыш обзавёлся собственным гербом, в котором изображены были два золотые лука, положенные крестом в зелёном поле, «в знак, что прежние обыватели употребляли сие орудие с отменным проворством». К тому же, луки – оружие этническое; применительно к Курмышскому краю они символизировали этническое многообразие этого региона, почти половину населения которого составляли, как это говорили в те времена, инородцы, чуваши, татары, мордва. Чуваши составляли четверть населения Курмышского уезда, который в Симбирской губернии с долей иронии звали «чувашским царством».

Само слово Курмыш имеет чувашское происхождение и означает «выселок» или «хутор». От самого своего основания Курмыш никогда не был большим населённым пунктом. В первой половине XVII века его население не дотягивало до 700 человек, в 1781 году в уездном Курмыше 595 мужчин и 517 женщин, а всероссийская перепись 1897 года насчитала 3480 жителей обоего пола.

Курмыш строился как крепость, а крепости не обязательно быть большой, она должна быть крепкой. Даже при здании Курмышского уездного полицейского управления, отстроенном в 1825 году, вплоть до конца XIX века находились старинные «ядерные» пушки – можно предположить, что появились они здесь не как часть героического антуража, а вполне себе востребованный элемент боеготовности, поскольку и в XIX веке в Курмышском уезде вовсю «пошаливали» разбойники.

Уездный Курмыш до революции

Заехавшему в 1824 году в Симбирск императору Александру I в здешнем остроге показали двух недавно схваченных властями знаменитых курмышских разбойников Пахомку и Ваську. Долгое время они оставались неуловимы, благодаря покровительству Курмышского исправника. «На вопрос государя, сколько убийств они совершили, один из них отвечал, что в точности не упомнит, но не менее 30, причем объяснил, что жертвами их злодеяний были преимущественно священники. Они на коленях просили о прощении, но Государь сказал, что для таких извергов не может быть ни помилования, ни снисхождения. Впоследствии они были наказаны кнутом, причем старший не вынес и умер под ударами, а младший жил не долго после экзекуции».

Воинское счастье, впрочем, переменчиво, и не раз в своей истории эту истину Курмыш переживал во всей полноте. В 1445 году здесь, в плену у Казанского хана Улу-Мухаммеда (1405 – 1445) три месяца провёл великий князь Московский Василий II Васильевич Тёмный (1415 – 1462), наголову разгромленный казанцами в битве при реке Нерли. Сам Улу-Мухаммед, основатель Казанского ханства тоже был в Курмыше, где вёл со своим знатным пленником переговоры об условиях освобождения, сумме выкупа и прочих преференциях.

Великий князь Василий Темный, курмышский пленник

Переговоры закончились успехом – 1октября 1445 года Василий II обрёл очень недешёвую свободу. Но счастья, в результате, не получил никто – по возвращении из Курмыша в Казань Улу-Мухаммед скоропостижно скончался – видимо, от рук заговорщиков, а Василий II на другой год вновь угодил в плен во время междуусобицы, где ему раскалённым свинцом выжгли глаза, отчего он и получил прозвание Тёмный.

В отстроенной после пожара в 1745 году в Курмыше Покровской церкви был устроен особый тайник под крышей храма, в который вёл замаскированный иконостасом узкий потайной ход, настолько узкий, что 50-летний любитель симбирских древностей, председатель губернской ученой архивной комиссии Владимир Поливанов со своей комплекцией не стал протискиваться в него, поверив на слово настоятелю храма, что тайник пуст и не представляет интереса. Размеры тайника были таковы, что, кроме церковных ценностей, в нём могла бы поместиться и уездная казна, если бы того потребовали обстоятельства.

Курмышская Покровская церковь. 1745 год

20 июля 1774 года в Курмыш ворвались отряды Емельяна Пугачева, во главе с самим самозванцем. «Дворяне и чиновники бежали, - описывал события в Курмыше Александр Пушкин в своей «Истории Пугачева», - Чернь встретила его на берегу с образами и хлебом. Ей прочтен возмутительный манифест. Инвалидная команда приведена была к Пугачеву. Майор Юрлов, начальник оной, и унтер-офицер, коего имя, к сожалению, не сохранилось, одни не захотели присягнуть и в глаза обличали самозванца. Их повесили и мертвых били нагайками. Вдова Юрлова спасена была ее дворовыми людьми. Пугачев велел раздать чувашам казенное вино; повесил несколько дворян, приведенных к нему крестьянами их». Пугачевцы ворвались в Курмышский Успенский собор, «где иконы кололи и утварь церковную раздирали». Об обнаружении тайника источники молчат – видимо, в сутолоке и спешке его найти пугачевцам не привелось!

Емельян Пугачев, ещё один именитый Курмышский посетитель

Но самой большой драмой в истории Курмыша и Курмышского уезда, именно в симбирской части этой истории, стало антибольшевистское Курмышское восстание 2 – 6 сентября 1918 года. Ближайшим поводом к восстанию стала усиленная мобилизация в ряды Красной армии в условиях «горячей фазы» Гражданской войны в Среднем Поволжье. Действия восставших пытались координировать местные активисты из числа демобилизованных фронтовиков, участников Первой мировой войны и Февральской революции 1917 года. Среди них были офицеры, вплоть до командира полка. По политическим взглядам это были социалисты-революционеры, особенно яро против аграрной политики большевиков.

Памятник большевикам

Однако восставшие явно перенадеялись на собственные умения и силы. Зато, большевики сумели подтянуть резервы и разгромили сопротивление. Вслед за подавлением восстания, развернулась кампания террора, охватившая многие населённые пункты Курмышского уезда. Сами большевики определяли число расстрелянных цифрой до 1000 человек.

В 1921 году Курмышский уезд Симбирской губернии был упразднён, с передачей частей его территории, вновь образованной Чувашской автономной советской республике и Нижегородской губернии. В 1925 году Курмыш утратил статус города.

Несмотря на прошлые драмы долгой истории, симбиряне воспринимали курмышцев с доброй иронией, слагая про них многочисленные анекдоты, вроде, как про габровцев, одесситов и прочих этнических персонажей.

Курмышчане на дореволюционном фото

Гуляет себе курмышчанин по базару с буханкой хлеба под мышкой, подходит к возу с огурцами: «Почём торгуешь?» - «Столько-то» - «Дай отведку сделаю!» - говорит курмышец и есть огурец, закусывая хлебом – «Э-э, нет, горька, дорога!» - и шагает к следующему возу. Другой, пятый, десятый воз – всё огурцы не нравятся, пока при дармовой «отведке» не умнёт курмышский житель всю свою буханку.

Опрокинулся на дороге у курмыщца воз с сеном. Уже вечер, на дороге тьма, ни души. «Никола-угодник, помоги! – молит мужик святого – Ей-богу, свечку за пятак поставлю!» Откуда ни возьмись, появились прохожие, помогли поднять поклажу и пошли себе дальше. «Слава Богу! – радуется курмышец, - А то, чуть было пятак даром не пропал!»

Съездил курмышчанин в Москву, воротился домой, набежали любопытные соседи: «Как там, в Москве?» - «Да-а, что Москва! – машет рукой разочарованный путешественник, - Пустой город! Два неделя ходил, кочедык, шило для лаптей, искал – нет нигде!

План Симбирской губернии городу Курмышу. 1804 год

А вот, Кумриш – так, нередко, коверкали аборигены название малой родины – всем городам город: и лапти купишь, и огурцы! А Москва, нет – дрянь городок! »..

Иван СИВОПЛЯС