Скандал вокруг увольнения димитровградского священника Георгия Сухобокого с должности пресс-секретаря местной Епархии за поддержку Алексея Навального зашел на новый виток. Епископ Мелекесский Диодор (Исаев) опубликовал открытое обращение к бывшему подчиненному на личной странице в соцсети.

Из него следует, что дело не совсем в симпатиях к «Берлинскому пациенту»:

«Я всего лишь освободил Вас от должности пресс-секретаря и главы епархиального информационного отдела. И не за Ваши личные убеждения, а за то, что Вы просто по факту не соответствовали занимаемым Вам в епархии обозначенным выше должностям. <…> Как мой пресс-секретарь, Вы были ОБЯЗАНЫ озвучивать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО позицию Епархиального Архиерея и Церкви по всем вопросам. Так обозначено в должностной инструкции пресс-секретаря епархии Русской Православной Церкви».

Всегда был плохой

Епископ признается, что пост в поддержку – цитата – «элитного политзаключенного» стал последней каплей, переполнившей чашу его христианского терпения. Задолго до этого Сухобокий проявлял себя не лучшим образом:

«<Вы> не имеете ни к кому ни уважения, ни сочувствия, ни снисхождения. Лишь презрение с осуждением <…> Из-за чего было достаточно много жалоб и замечаний от прихожан. Когда я ставил Вам это на вид, Вы фыркали и неуважительно отзывались о жалобщиках.... Хотя все эти годы служения в нашем храме Вы едите хлеб и живете на средства, которые приносят в наш храм именно эти неуважаемые Вами люди».

"Лишь презрение с осуждением!"

Все ходы записаны

Глава епархии возмущается тем, что отец Георгий отредактировал аудиозапись телефонного разговора о предстоящем увольнении, исключив из него неудобные моменты и скрыв подробности. Напомним, отрывок записи был опубликована в ролике Youtube-канала одного из сторонников Алексея Навального.

Сокращенная расшифровка отрывка аудиозаписи:

Диодор: – Скажи пожалуйста, что опять за провокации ты устроил? Чтобы привлечь внимание органов? Ты привлек, спасибо!

Георгий: – Вы по поводу публикации моей говорите?

Диодор: – По поводу твоей публикации. Тобой заинтересовались, возрадуйся! <...>мне сказали, что у меня такого пресс-секретаря быть не должно. Хорошо, ты добился своего. Его не будет.

Вольно или невольно, епископ ошибся: Сухобокий опубликовал на своей странице в TikTok полную версию разговора еще до выхода «штабного» ролика.

В своем обращении епископ также сообщает, что Сухобокий намеренно провоцирует дисциплинарные меры против себя для того, чтобы быстрее эмигрировать из России в Америку и перейти в юрисдикцию Американской Православной Церкви.

Увольняйся и говори, что хочешь!

«Руководитель пресс-службы не является журналистом, за исключением тех случаев, когда он параллельно работает редактором или является автором ведомственного издания – такое тоже бывает, но очень редко», - говорит председатель регионального отделения Союза Журналистов России, профессор Олег Самарцев, - «Если бы журналиста уволили за его политические взгляды, то наш Союз непременно бы вмешался. Здесь другое: отец Георгий как руководитель пресс-службы должен был руководствоваться теми корпоративными нормами, с которыми он согласился при поступлении на работу. Епархия посчитала, что эти нормы были нарушены и приняла решение об увольнении – имела на это полное право. Иногда я консультирую по поводу работы пресс-служб. Если бы у меня попросили совета о том, как поступать в такой ситуации, то я бы ответил: нужно либо попытаться синхронизировать позиции организации и пресс-секретаря, либо, если это не удается, уволить человека. Пресс-секретарь не может дистанцироваться от своего работодателя. Хочешь говорить без оглядки на него? Тогда увольняйся и говори! Это будет честно и профессионально».

Вот Бог, вот TikTok

По мнению Самарцева, поддержка Сухобоким Навального однозначно наносит ущерб Церкви, ведь последний был осужден судом за оскорбление ветерана Великой отечественной войны:

«Любой человек, воспитанный в христианской вере, подобный аморальный поступок может только осуждать. Во-вторых, активность батюшки в TikTok я, как человек неверующий, но выросший в нормальном обществе, тоже считаю аморальной. Молодежь к вере таким образом не привлечешь. Все эти «Батюшки онлайн», батюшки в TikTok, батюшки на джипе я считаю извращением сути самой религии. И в-третьих – человек, который сознательно и без ведома собеседника записывает разговор, а потом его публикует, однозначно совершает аморальный поступок. Я бы такому священнику исповедоваться не пошел!».

"TikTok это аморально!"

Воздуха в груди не хватает

Отец Георгий поясняет: делать диктофонные записи разговоров с Диодором он начал из-за опасений за свои работу и репутацию:

«В 2013 году я попал в очень похожую историю в Казахстане, где тогда жил – я всего лишь публично высказался за евроинтеграцию Украины, после чего был с позором изгнан из своего прихода. Сказали, что я недостоин быть священником, что из Европы к нам идет только самое плохое, и т. п. Это был тяжелый опыт. Не случилось никакого резонанса, я был никому неизвестным диаконом, ничего не мог сказать в свою защиту. Я не хотел, чтобы подобное повторилось».

Бывший пресс-секретарь епархии не считает, что нарушил свои должностные обязанности: на работу его приняли без формальностей, по-простому, лишь в общем очертив фронт работ – вести сайт и социальные сети. При этом стоять за правду (в том числе – поддерживать политзаключенных) он считает делом гораздо более важным, нежели верность каким-то инструкциям:

«Когда апостолов привели на судилище, они ответили обвинителям: «Неужели мы будем слушать вас больше, чем Бога?»».

Сухобокий категорически отрицает, что намеревался уехать в Америку и имел по этому поводу разговор с Диодором:

«Епископ — это такой человек, в голове у которого жуткая каша. Он верит в чипирование от Била Гейтса, в то, что через вакцину «Пфайзер» в организм человека попадают микроскопические алюминиевые осьминожки. Поэтому я не исключаю, что он может что-то додумать. Я хочу жить и работать в России, совсем недавно я получил российское гражданство, которого добивался несколько лет – зачем мне это, если я собрался в Америку? Просто в последнее время так принято. Не удивлюсь, если скоро меня объявят иностранным агентом или шпионом. Владыка говорит подобные неправдоподобные вещи лишь потому, что хочет выкрутиться из той сложной ситуации, в которую попал. В телефонном разговоре он четко сказал: есть некие органы, которые мной заинтересовались и требуют моего увольнения. Теперь же он утверждает, что я плохо работал, что он просто нашел более квалифицированного человека на мое место и т.д. Представьте, если бы я не записал наш разговор – смог бы я отмыться от подобной лжи? У меня нет слов. Я от всего происходящего в глубоком шоке. Воздуха в груди не хватает».

Это внутренняя политика

Диакон Андрей Кураев, который находится в затяжном конфликте с руководством РПЦ из-за своих публичных высказываний о церковных проблемах и даже почти лишен сана, называет должность любого пресс-секретаря собачьей – в смысле предполагающей полной и беспрекословное подчинение:

«Пресс-секретаря могут заменить только потому, что не понравился цвет галстука, не говоря уже о каком-то высказывании, без каких-либо объяснений. С этой точки зрения неожиданно хорошо то, что епископ все-таки позвонил отцу Георгию, ведь обычно уволенные узнают о своем увольнении из интернета, что называется. А нехорошо то, что епископ идет на этот шаг под внешним давлением, о чем прямо говорит. Наши епископы не умеют защищать своих клириков от давления светских элит (чиновников, спонсоров и т. д.). Кто надавил? Сказать сложно. Возьмем по максимуму – какое-нибудь управление внутренней политики. А вот какого уровня – городского, областного или вообще федерального – я не знаю».

Глава Мелекесской епархии Диодор отказался от дополнительных комментариев по этому поводу:

«Мне никто не звонил (с требованием уволить Сухобокого – прим.). Моя позиция отражена в публичном обращении».

Вячеслав Великолепный