Точки розничных продаж лекарств сетей «ВИТА» и «Апрель», входящих в российский топ лидеров рынка, прекратили работу сразу в нескольких регионах, включая Ульяновскую область. Одновременно оказались недоступны их онлайн-ресурсы. Восстановление нормального функционирования обещано, но еще не завершено.

Сначала в Ульяновске закрылись аптеки входящей в российский топ самарской аптечной сети «ВИТА». Затем стало известно о проблемах в точках «Апрель». Отключились сайты и телефоны горячей линии, не открывались приложения.

При этом, динамика жалоб на работу аптечных онлайн-ресурсов от нуля 16 января к вечеру 18 числа приобрела лавинообразный характер, причем большая часть из них поступает не из Поволжья, а из Санкт-Петербурга и Москвы. На третьем месте – соседний самарский регион, где работа оффлайн-аптек уже частично восстановлена (на фото ниже - рукописное сообщение на входной группе закрытой точки продаж о ближайшей работающей аптеке).

Кстати, именно в Самаре и создана аптечная сеть «ВИТА», которая на 1 декабря прошлого года насчитывала 2539 точек оффлайн-продаж в сорока регионах страны. Ее основатели – выпускница Куйбышевского медицинского института Татьяна Карпачева и Константин Дурнев, которому на смену пришел московский бизнесмен Евгений Яньков, начали начали бизнес перед кризисом 1998 года и на его волне заняли нишу оптовых поставок лекарств. Через десять лет открыли около тысячи собственных точек реализации медикаментов и с тех пор уверенно развивают сеть.

Любопытно, что сбой носит волнообразный характер. Вчера закрылись аптеки в Ульяновске, сегодня не работают в Самаре, а в обед стало известно о том, что прекратили отпускать лекарства в точках Екатеринбурга. В числе отметивших сбой – все регионы Поволжья и Южного федерального округа.

«Апрель» перестал работать, в основном, в Краснодарском крае и столицах, доля жалоб из Ульяновской области составляет всего 2%. Согласно официальному сообщению сети, «В данный момент на нашем сайте и в мобильном приложении «Аптека Апрель» временно не доступны заказы. Наши технические специалисты уже разбираются с проблемой, чтобы восстановить работу платформ в самые кратчайшие сроки. Приносим извинения за временные неудобства!»

Именно это сообщение появляется в ответ на любые вопросы о сроках восстановления возможности заказа и покупки медикаментов. Фармацевты реальных сетевых аптек не могут объяснить причины сбоя, говоря только о том, что технические службы не справляются с их заявлениями. Со службами поддержки сетей на момент написания экспресс-обзора оказалось связаться невозможно.

По мнению технических специалистов, сбой может быть связан с серьезной хакерской атакой на базы данных аптечных ресурсов, но подтвердить или опровергнуть подобное мнение пока не удалось.

Олег Кузнецов