Государственное автотранспортное предприятие ПАТП-1 переживает очередную волну кризиса. Прежнее руководство сбежало из региона, на смену приезжим топ-менеджерам пришли другие люди. За последние полгода уволилось 63 сотрудника из 300, не платятся налоги, копятся убытки, новые СИМАЗы, закупленные в лизинг, простаивают без водителей. Программа по оздоровлению предприятия и выходу на самоокупаемость признана провалившейся - частных перевозчиков заменить не смогли. Пока областной минфин отказывается субсидировать эту «бездонную бочку», депутаты ЗСО не понимают, что делать дальше.
В понедельник, 27 ноября, на заседании транспортного комитета ЗСО собрали всех участников процесса. Вместо и.о. директора ПАТП-1 Ивана Павлова отдуваться пришел его заместитель Геннадий Ушаков, который работает на предприятии с августа. От мэрии (20% акций принадлежит городу) тоже прислали «временщиков» - и.о. начальника управления муниципальной собственностью Евгения Вдовина и и.о. директора МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Играмудина Эмирова.
- А старенькие где? - удивился депутат Константин Долгов.
- Уволились! - ответил министр Сергей Воронцов.
- Как же это? Они ведь там развивать хотели все! - воскликнул парламентарий.
Посчитали дырки
Ушаков рассказал об антикризисных шагах. Работает группа контроля за пассажиропотоком, открыли заволжский филиал на базе троллейбусного парка «УЭТ», где начали проводить техосмотры транспорта городских и областных предприятий. Планируется, что около 600 тысяч рублей по году составит экономия при оплате электроэнергии и теплоснабжения. Продление городских маршрутов №20 и №28 с дополнительными пятью остановками и ликвидация убыточного №59 ориентировочно принесут в копилку 6 млн рублей. Благодаря этому ежедневная выручка ПАТП-1 уже выросла с 350 тысяч рублей до полумиллиона.
Глава комитета Дмитрий Грачев вспомнил про программу развития предприятия, которую два года назад презентовали приглашенные менеджеры из Москвы: «На вас продолжают поступать жалобы со всех сторон, остро стоит кадровый вопрос». Депутат Долгов согласился: «Вас послушать - так у нас все хорошо. Надо начать с точки «ноль». У нас дырка-то какая? Насколько перечисленные меры спасают? Или этого хватит только носки заштопать? Ваш план из трех строчек - это не серьезно. Предыдущую программу развития признали недееспособной?».
Со слов министра транспорта Ульяновской области Воронцова, «проблемы большие, расходов много». По итогам 9 месяцев 2023 года доходы составляют 166 млн рублей при расходах в 363 миллиона. Для безубыточного функционирования нужны дополнительные средства. «На рельсы поставили «Организатора пассажирских перевозок», который должен был скоординировать все действия, чтобы получить энное количество маршрутов... но не получилось», - признался ответчик.
- Реализация программы началась с января, когда мы приобрели 50 СИМАЗов. Часть плана не сработала, не правильно организована претензионная работа с частными перевозчиками. Мы не смогли убрать с рынка маршрутчиков, это признаем. ПАТП-1 не конкурентоспособно и нужны дотации из бюджета. С лета текущего года перевели лишь два маршрута из пяти. На балансе предприятия 71 автобус. Оно обслуживает 15 маршрутов, - сообщил Сергей Воронцов.
Надои растут, а счастья все нет
Как сообщил Играмудин Эмиров, существует острая нехватка водителей: загрузка транспорта почти 100%, а 24 человека находятся на больничном. Главная проблема - существующий тариф в 79 рублей не покрывает выпадающие доходы, ведь вдвое выросли расходы на зарплатный фонд, ГСМ и обслуживание автобусов среднего класса, которые должны работать в две смены. Лизинговые платежи ПАТП-1 составляют 55 млн рублей, у них долгий срок самоокупаемости.
- Мы столько времени бултыхаемся на месте, а счастья все нет! Этих разговоров каждый год - миллион, а ничего не меняется, - перебил выступающего Долгов. - Давайте тогда дотировать не госпредприятие, а частников, которые не меняют подвижной состав и работают на свой страх и риск, но спрашивать с них, чтобы соблюдали требования!
- Ситуация критическая! ПАТП-1 будет обанкрочено нашими же руками! То же самое происходит в «Электротрансе» - за долги в 170 млн рублей там каждую неделю блокируют счета. Последние 10 лет не менялся размер субсидий, он составляет 180 млн рублей. А недавно всем известный ИП Горюнов купил 135 новых автобусов! Кроме того, Чечня, Волгоград, Владимир получили новый транспорт по федеральной программе, а мы почему не участвуем? - подключился к разговору депутат Сергей Шерстнев.
Министр ответил, что заявка региона была поддержана, но из-за дефицита бюджета правительство приняло решение не участвовать в программе. Тут же на Воронцова накинулась глава минфина Наталья Брюханова: «Вы планировали через год-два вывести ПАТП-1 на самоокупаемость. Несмотря на то, что размер субсидий растет, деньги уходят как в бездонную бочку в ущерб бюджету области. 160 млн рублей отдали в 2022 году, 137 миллионов - в 2023-м».
Постскриптум о внимании прокурора и аудиторов...
От Счетной палаты поступила информация, что через 10 дней будет опубликован акт аудита ПАТП-1 и «цифры обещают быть интересными». Помимо этого, прокуратура инициировала проверку предприятия по трудовому законодательству - по вопросам зарплатных отчислений и расторжения трудовых договоров.
Одновременно с тем в минтрансе заявили, что иск налоговиков о банкротстве за долг в почти 20 млн рублей отозвали. О решении суда будет известно 11 декабря.
Резко резюмировал Дмитрий Грачев: «Это просто сумбур какой-то, вы [транспортники] оказались не готовы. 6 декабря состоится пленарное заседание ЗСО, до этого момента мы обязаны рассмотреть вашу антикризисную программу детально».