Рост цен на строительные и отделочные материалы за последний месяц составил в России в среднем 50%. DIY-ритейлеры говорят о невозможности сдерживать отпускные цены из-за роста закупочной стоимости и разрывов логистических цепочек. Стабилизировать ситуацию они надеются, перейдя на российские товары. Однако аналитики говорят, что отечественная продукция производится на импортном оборудовании, а для большей части используется зарубежное сырье, поэтому ждать снижения цен не приходится. Более того, эксперты считают, что никакие меры поддержки не смогут повлиять на рынок, пока политическая ситуация в мире не нормализуется.

Рост стоимости стройматериалов сегодня — главная угроза для строительной отрасли. Об этом заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин в феврале, выступая в Госдуме. По его словам, в некоторых регионах наблюдается необоснованное повышение цен. «Это монополия и картельный сговор. Здесь мы работаем вместе с ФАС», — добавил зампред правительства. В пример он привел рост цен на песок: «Я не могу найти объяснение, почему песок должен подорожать на 100%. Он — в земле, почему он подорожал?» — возмутился вице-премьер.

Минпромторг РФ подготовил проект постановления правительства о соглашениях по стабилизации цен на отдельные виды строительных материалов и металлопродукции. Документ предполагает заключение соглашений ведомством с «производителями и поставщиками строительных материалов, металлопродукции, а также сырья, необходимого для их производства». Также соглашения будут распространяться на продавцов этих товаров и сырья для них.

Как выросли цены на строительно-отделочные материалы

В число крупнейших игроков рынка стройматериалов в Ульяновске входят региональные сети «Стройград», «Сарай», ТЦ «Звезда», «Си-Маркет», а также гипермаркеты федеральных сетей «Леруа Мерлен» и «Мегастрой». Годовой оборот отрасли в Ульяновской области, по оценке представителей «СтройГрада», составляет более 12 млрд рублей в год.

Как отмечают эксперты, несмотря на активный рост цен в последнее время, рынок ожидает падение.

— В этом году цены на некоторые позиции подскочили в 2-2,5 раза. По ряду товаров есть проблемы с их наличием. Ажиотажный спрос, который был в начале марта, уже закончился, следовательно, пошло снижение объемов продаж. Рынок DIY (do it yourself, «сделай сам» — прим.) всегда был бенефициаром кризиса, потому что в этот период люди больше времени уделяли дому. Но сейчас ситуация отличается: впервые можно сказать, что этот рынок с высокой вероятностью ждет падение, — говорит основатель и генеральный директор агентства бизнес-аналитики INFOLine Иван Федяков.

Согласен с ним руководитель департамента управления аренды ООО «СтройГрад» Виктор Портнов. По его словам, хоть в феврале-марте и был заметен повышенный спрос, сейчас наблюдается стагнация. При этом Портнов предположил, что с учетом снижения курса доллара на биржах ниже 80 рублей можно ожидать, что рост цен остановится: «У производителей в сегменте мебели, крепежа, обоев скачок цен в течение первых двух недель после февральских событий был 50%, сейчас идет снижение до 15-20%».

Владелец сети «СтройГрад» Артур Котельников, напротив, говорит о том, что цены вряд ли пойдут на спад. «В среднем за последние два месяца товары подорожали от 5-10 до 25% в зависимости от группы. И ждать снижения не приходится». Подтверждает эту точку зрения и основатель сети магазинов «Сарай» Вадим Долгановский: «Поставщики, скорее всего, в ближайшие 2-3 месяца цены повышать не будут, но далее снова начнется рост вне зависимости от каких-либо факторов. Думаю, подорожают еще в 1,5-2 раза».

«Скорее всего, поставщики буду присылать новые прайс-листы на повышение, но не скоро. Пока цены остановились, поскольку на складах есть некоторые запасы, да и снижение курса доллара оказывает влияние», — говорит индивидуальный предприниматель Наталья Хохлова, владелица магазинов «Мир обоев 73»

В магазине «Гвоздь» рассказывают, что в феврале-марте ажиотажа среди покупателей не было, покупательская активность сильно снизилась. За это время подскочил ценник, примерно на 15-20%, также возникли трудности с поставками. Небольшой дефицит товаров был вызван тем, что поставщики отказывались отгружать продукцию по старым ценам, а магазины не были готовы закупать продукцию по новой, резко возросшей стоимости. «Если брать нержавеющий крепеж, то в прошлом году закупка стенда обходилась в 500-700 тысяч рублей, сейчас — от одного миллиона и выше. Поэтому пока мы не готовы покупать по таким ценам», — поясняет представитель магазина.

Что будет с рынком

Артур Котельников считает, что объемы продаж ульяновских DIY–ритейлеров будут зависеть от экономической ситуации в целом. «Много предприятий закрылось, возможно, будет большой рост безработицы, доходы населения упали. С другой стороны, начнут действовать программы поддержки предпринимателей, различных социальных слоев». Он отмечает, что в кризисные периоды потребитель меняет свои поведенческие привычки. «Например, годы пандемии, несмотря на кризис, привели людей к тому, что нужно обустраивать дачи, поскольку туризм за границу был урезан. Поэтому рост спроса, хоть и небольшой, на строительные материалы был».

Менее оптимистичен гендиректор агентства бизнес-аналитики INFOLine Иван Федяков: «Никакие положительные тренды не смогут повлиять на рынок, пока политическая ситуация не нормализуется». Отчасти с ним согласен и Вадим Долгановский. Однако, по его мнению, первостепенным будет вопрос с сырьем.

Власти могут запретить рост розничных цен, но при этом они остановят всю цепочку производства. В магазинах в таком случае исчезнут товары. Нельзя же купить по 100 рублей, а продать по 80. Пока не решится вопрос с сырьем, все остальные действия бесполезны. Но это достаточно долгий процесс, — комментирует Долгановский.

Руководитель департамента управления аренды ООО «СтройГрад» Виктор Портнов уверен, что в сегменте элитных товаров, например, сантехники, обоев, компании и их поставщики переориентируются на отечественное сырье, и глобального кризиса не будет.

Иван Федяков отмечает, что на рынке строительных материалов формально российскими считается практически 90% материалов. Однако проблема заключается в другом: «Все они производятся на импортном оборудовании. Помимо этого, большинство предприятий используют зарубежное сырье для материалов».

Эксперты подчеркивают, что этот кризис сильно отличается от предыдущих, поскольку еще не было такого, чтобы ритейлеры сталкивались с дефицитом товаров. «Сейчас поставщики контролируют ситуацию больше, чем ритейлеры, — рассказывает Федяков. — Неудивительно, что «Леруа Мерлен», несмотря на оборот более 400 млрд рублей, быстро пошел навстречу поставщикам. Они отказались от отсрочки платежа, проявили лояльность к ним по одной причине — иначе бы остались без товара вообще». Как сообщает Виктор Портнов, если раньше поставщики выдавали товар в кредит или рассрочку от 3 до 6 месяцев, то сейчас перешли на стопроцентную предоплату.

Специалисты сходятся во мнении, что на рынок продаж строительных материалов и DIY-ритейла повлияют также рост ставок по ипотечному кредитованию и отказ от потребительского кредитования. «Население и без того значительно закредитовано — почти 25 трлн руб. Рост ставок по ипотеке напрямую влияет на объемы покупаемого жилья и, соответственно, на спрос на стройматериалы для ремонта. Но также важно и потребкредитование. Люди сразу после ипотеки берут потребкредит для покупки материалов. Сейчас это сделать практически невозможно», — отмечает Федяков.

Конкуренция между крупными и мелкими игроками

В условиях роста закупочных цен на строительные и отделочные материалы, а также сокращения спроса ульяновский рынок могут покинуть некоторые участники. Котельников считает, что в первую очередь могут уйти те, у кого проблемы с логистикой.

Кроме того, он отмечает, что поддерживать в сложившейся ситуации нужно не крупные сети, хоть они и занимают значительную долю рынка, а региональные компании.

— Действия недружественных стран показывают, что привод в страну таких игроков, как «Леруа Мерлен», неоднозначен. Они долгие годы освобождены от многих налогов, уводят прибыль за границу, и ввиду санкций преференции им выглядят сомнительно. Мы всегда говорили о поддержке наших производителей, которые долгие годы страдают от крупных иностранных сетей. Поэтому надо защищать местных ритейлеров, — говорит Котельников.

Владелец сети «СтройГрад» также подчеркивает — рынок достаточно насыщенный, поэтому вряд ли в ближайшие 3-5 лет появятся новые участники.

По оценке аналитиков, крупные сети получат более серьезный удар, потому что, с одной стороны, находятся под давлением поставщиков, которые требуют завышать цены, с другой — под влиянием государства, которое запрещает это делать. «Мелкие ритейлеры более адаптированные, гибкие, они могут где-то уходить и в серую зону, торговать контрафактом», — говорит Иван Федяков.

При этом все опрошенные 73online эксперты сходятся во мнении, что сейчас делать какие-либо прогнозы того, что будет с рынком DIY-ритейла, просто невозможно — ситуация будет более понятна ближе к лету-осени.

Фото на главной: Pixabay

Марина Иванникова