В заключительной части анализа работы руководителей ульяновской культуры эксперты оценили эффективность главы фонда «Ульяновск — культурная столица» Татьяны Ившиной и директора Центра народной культуры Елены Лаковской. Собеседники советуют Ившиной дорожить воспитанными кадрами, а Лаковской — тщательнее продумать концепцию своего учреждения.

Татьяна Ившина

В 1988 году окончила Московский государственный институт культуры по специальности «Библиотековедение и библиография», в 1993-м — Кировский политехнический институт по специальности «Экономика и управление производством». Оба диплома — с отличием. Ившина возглавила культурную отрасль практически одновременно с приходом Сергея Морозова на губернаторский пост. Затем уходила, возвращалась, и, наконец, покинула должность министра культуры в 2016-м, возглавив фонд «Ульяновск – культурная столица», а спустя три года стала деканом факультета культуры и искусства УлГУ, сохранив за собой руководящий пост в фонде.

Эксперты отмечают: несмотря на карьерные успехи, Татьяне Ившиной так и не удалось избавиться от характеристики «библиотекаря». «Она делает умные вещи, но тихо. Отдавать ей умирающий факультет искусства УлГУ было ошибкой. Здесь нужен другой человек. Как минимум, который не занимает еще одну должность руководителя», — говорят собеседники 73online.ru из сферы культуры.

Краевед Сергей Петров критически оценивает работу Ившиной. По его мнению, её фонд оттягивает деньги от «настоящей культуры». «Вот приезжали к нам английский писатель и поэт из Новой Зеландии — что осталось после них? Лучше бы эти деньги пошли на обучение сотрудников краеведческого музея или командировки, чтобы они могли вживую посмотреть на произведения искусства», — возмущается Петров.

Его мнение не разделяет замдиректора художественного музея Анна Карвалейру: «Когда культура направлена на экспорт – это классно. Мы редко видим интересных людей в Ульяновске». Карвалейру считает Ившину эффективным руководителем: во время ее нахождения в министерской должности в порядок привели нормативные базы, внедрили много нового — например, проектный принцип управления. Она также отмечает креативность Ившиной: в календаре культурных событий фонда на 2021 год много интересных и необычных форматов.

Еще одним сильным качеством Татьяны Ившиной эксперты называют кадровую политику. Ей удалось подобрать сильную и современную команду молодых и креативных специалистов из разных сфер: туризма, бизнеса, культуры. Руководитель Ночной мэрии Павел Андреев ставит Ившиной в заслугу создание уникальной кузницы кадров. «Почти все, кто прошел так называемую школу жизни вместе с Татьяной Александровной, сейчас работают и реализуют свои проекты», — говорит Андреев.

Он называет Ившину визионером и отмечает ее способность видеть на несколько шагов вперед. В пример приводит создание в Ульяновске креативного пространства «Квартал» в 2013 году — в остальных регионах осознали необходимость подобных проектов только сейчас. «Получилось ли у нее все реализовать? Это зависит не только от одного человека, но и от системных вещей. Я думаю, ей удалось добиться интересной роли фонда в культуре региона. Я считаю, что она важна. У Ившиной отлично получается привлекать федеральные и международные проекты», — говорит Андреев.

Эксперты советуют Татьяне Ившиной больше беречь себя и ценить своих сотрудников.

Елена Лаковская

В 1990 году окончила Ульяновское музыкальное училище по классу скрипки, в 1999 году — Ульяновский педуниверситет по специальности «учитель русского языка и литературы» (заочно). С 2010 года занимает пост директора Центра народной культуры Ульяновской области (ЦНК).

Работу этого руководителя экспертам было оценивать сложнее всего. По их словам, ЦНК воспринимается в первую очередь с точки зрения концертной деятельности ДК «Губернаторский», а сама Лаковская ассоциируется с различными критическими публикациями в СМИ. Например, с историей Фарида Медведева — основателя компании «СимБилет», который плотно закрепился на базе концертной площадки Лаковской. «Елену Николаевну постоянно окружают какие-то скандалы, интриги, расследования в СМИ. Она яркая женщина и руководитель, на которого интересно смотреть. Возможно, ее работу оценивают предвзято. Лично я вижу, как что-то меняется в продвижении и рекламе», — говорит Карвалейру.

Она также отмечает, что народная культура в центре на высоте. По ее словам, Лаковской удалось собрать сообщество настоящих профессионалов. «Но я не понимаю концепцию этого учреждения. С одной стороны – это традиционная народная культура. С другой – концертная организация. Как они могут существовать совместно, какие у них точки соприкосновения? На самом деле это проблема не Елены Николаевны, а всех таких учреждений. Если это дом культуры, то это не то, что мне хотелось бы видеть», — рассуждает Карвалейру.

Краевед Сергей Петров имеет к Лаковской лишь одну претензию — внешний вид здания ДК «Губернаторский». «Оно все затянуто тканью, там полностью нарушаются все нормы трудового законодательства. Ко всему прочему, идут большие затраты на электроэнергию», — говорит Петров. Более категоричен в оценке экс-директор Ленинского мемориала Эдуард Шабалин: «Появление Лаковской на должности руководителя было для всех неожиданной загадкой. Ее достижения как руководителя за более чем 10 лет нахождения на этом посту мне, как и всем остальным, неизвестны!».

Эксперты отмечают, что учреждению не хватает жизни. Они советуют ЦНК лучше работать со СМИ и тщательнее продумать концепцию учреждения, чтобы оно ассоциировалось не только с задиристым имиджем директора.

Напомним, ранее мы писали о работе министра культуры Евгении Сидоровой и начальника городского управления Елены Топорковой, а также обсудили с экспертами эффективность руководителей Ленинского мемориала Лидии Лариной и драмтеатра Натальи Никоноровой.

Елена Скворцова