С начала пандемии ульяновский бизнес тратился не только на антисептики и средства индивидуальной защиты для сотрудников, но и установку автоматических систем контроля, дополнительные бонусы работникам и благотворительные пожертвования антиковидным стационарам на неотложные нужды. В общей сложности расходы составили более 2 млрд рублей. Предприниматели надеются, что эти затраты помогут избежать дальнейших ограничений работы бизнеса или локдауна. По данным ульяновского отделения «Опоры России», если карантинные меры станут строже и продлятся более четырех месяцев, до конца пандемии не доживут около трети малых предприятий региона.

«Меня уже знают в службе 112, Минздраве России и региональных ведомствах, потому что я звоню насчет каждого заболевшего коронавирусной инфекцией сотрудника, чтобы убедиться, что помогут, вылечат, госпитализируют, что в госпитале хватит мест», - делится опытом работы в пандемию гендиректор компании «Гулливер» Елена Сорокина. С начала эпидемии в «Гулливере» приняли решение начислять каждому сотруднику ежемесячные бонусы на личную карту за усиленный режим работы. «На нас писали жалобы в прокуратуру, были письма протеста против того, что просим выполнять противоэпидемиологические требования. К сожалению, не все клиенты отнеслись с пониманием, и нашим сотрудникам приходилось объяснять жителям, почему важно соблюдать правила», - вспоминает Елена Сорокина. Работникам магазинов оказывали психологическую поддержку и предоставили бесплатные тесты на коронавирус. Кроме того, в рацион сотрудников – они получают бесплатное питание за счет компании – включили больше богатых витамином С овощей и фруктов: имбирь, цитрусовые и квашеную капусту. «Гулливер» также пожертвовал по 1 млн рублей антиковидным стационарам – Госпиталю ветеранов войн, ЦГКБ, МСЧ УАЗа. В ближайшее время компания планирует выделить еще 3 млн рублей на помощь ульяновским больницам, в которых лечат коронавирусных пациентов. Сколько в общей сложности потратила торговая сеть на поддержку сотрудников, региональных стационаров и выполнение требований Роспотребнадзора, Елена Сорокина не раскрывает.

В среднем, по оценкам представителей ритейла, обеспечение санитарной безопасности в торговой точке ежемесячно обходится в 1000 рублей на 10 м2. С начала пандемии только ульяновский продуктовый ритейл потратил более 1 млрд рублей.

Внедрение антиковидных стандартов в работу баров и ресторанов стоило отрасли чуть меньше – почти 60 млн рублей с начала пандемии, подсчитали представители ресторанного бизнеса. «Затраты на одно заведение составили примерно от 100 до 200 тысяч рублей», - оценивает ресторатор Елена Ежова.

В эту сумму входит покупка средств индивидуальной защиты и антисептиков. Часть рестораторов приняла решение предоставлять бесплатные маски посетителям, потому что у клиентов они не всегда были. Согласно требованиям Роспотребнадзора, предприятия общепита не могут обслуживать посетителей без средств индивидуальной защиты.

- Дело не только в том, что предприниматели обязаны выполнять требования указов губернатора и Роспотребнадзора. Мы сами заинтересованы в том, чтобы обеспечить безопасность жителей и помочь своему бизнесу продолжить работу. Второго локдауна или новых строгих ограничений, которые могут последовать из-за всплеска заболеваемости, многие кафе и рестораны не переживут. В этом году выручка и так упала в разы, так как общепит не работал два месяца, а затем клиентский поток так полностью и не восстановился. Доставка тоже не восполняет всех потерь, - рассуждает Елена Ежова.

На ряде промышленных предприятий Ульяновской области ввели систему штрафов для пренебрегающих масками и перчатками сотрудников. «Каждая компания ищет свой путь, - пояснил руководитель департамента информации и общественных связей ООО «УАЗ» Константин Сазонов. – На УАЗе работники сначала получают предупреждение. Если сотрудник систематически нарушает санитарные требования, то он лишается премии».

УАЗ стал одним из первых предприятий, где установили автоматическую систему контроля температуры сотрудников на проходной. При обнаружении заболевшего работника система подает звуковой сигнал, а данные об этом сотруднике автоматически отправляются начальнику цеха и ответственным за охрану труда. Кроме того, работники предприятия получают за счет завода маски, антисептики, обогащенное витаминами питание. Компания также организует вакцинацию от гриппа. «Мы понимаем, насколько важно выполнять все предписания эпидемиологов», - подчеркнул Константин Сазонов. По оценкам промышленников, на выполнение требований Роспотребнадзора региональная отрасль с начала пандемии потратила не менее миллиарда рублей.

В августе и сентябре правительство РФ компенсировало бизнесу пострадавших отраслей часть затрат на приобретение средств индивидуальной защиты и антисептиков – по 15 тысяч рублей на предприятие плюс 6,5 тысяч рублей на каждого сотрудника.

- Мы получили хорошую поддержку от правительства: субсидии на СИЗы, беспроцентные кредиты на выплату зарплат и другие льготы, - подчеркнула Елена Ежова. – Но сейчас льготный период заканчивается: кредиты надо отдавать, арендодатели уже не готовы предоставлять отсрочки. Бизнесу нужно работать, чтобы вносить обязательные платежи. Предприниматели готовы вкладывать в обеспечение санитарной безопасности, ведь вторая волна остановки предприятий и ограничений может обойтись намного дороже первой.

По данным ульяновского отделения «Опоры России», часть предприятий в Ульяновской области так и не возобновили работу после весеннего локдауна, в том числе частные учреждения дополнительного образования, event-агентства. Большинство этих компаний, по оценкам «Опоры России», уже не вернется на рынок.

– Малые и средние предприятия, которые сейчас работают в регионе, способны обеспечить необходимый уровень санитарной безопасности и имеют резервы, чтобы дожить до нового года. Но если ограничения затянутся более чем на 4 месяца или станут усиливаться, до конца пандемии не доживут, по крайней мере, треть малых предприятий Ульяновской области, – уверен руководитель ульяновского регионального отделения «Опоры России» Николай Солодовников.