В Москве 4 июля состоялась пресс-конференция, посвященная 20-летию ОСАГО. Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев подвел итоги двух десятилетий «автогражданки» и рассказал, что ждет водителей в обозримом будущем. 73online.ru приводит ключевые моменты его выступления.

Запуск ОСАГО положил начало становления рынка автогражданской ответственности. Евгений Уфимцев отметил, что все эти 20 лет автострахование в России менялось и совершенствовалось с учетом мнений и запросов владельцев транспортных средств. Этой тактики планируется придерживаться и впредь.

Вехи ОСАГО

Среди базовых решений, повлиявших на развитие ОСАГО, Уфимцев назвал внедрение европротокола (благодаря которому урегулирование на дороге стало происходить быстрее и с меньшими затратами), системы прямого возмещения убытков (при которой взаиморасчеты осуществляются между страховыми компаниями), запуск электронных полисов.

– Первые полисы печатались исключительно на Гознаке, постоянно увеличивалась степень их защиты – так боролись с мошенничеством и подделкой бланков. Когда запускался электронный полис – 1 июля 2015 года – одним из вопросов была как раз защита бумажных бланков. Долгое время люди приходили в офис к страховщику и вдобавок к электронному полису просили распечатанный документ. В начале этого года мы подводили итоги: на 40 млн действующих договоров в квартал страховщики заказывают всего 200 тысяч бланков Гознака, – отметил Уфимцев.

Электронные полисы (полностью оформленные на сайте страховой компании) по итогам первого полугодия 2023 года составили 61% от всех договоров. В большинстве случаев страховка сегодня оформляется с моментальным внесением сведений о договоре в АИС ОСАГО – это исключает возможность несоответствия данных в договоре и в системе.

Нововведения для автовладельцев

Развитие цифровой системы выявило потребность у потребителей перевести процесс урегулирования убытков в электронную плоскость. Неким прообразом этого стала фотофиксация, сопровождающая оформление европротоколов: так страховые компании могут видеть повреждения авто, обстоятельства ДТП и, как следствие, принимать обоснованные решения по компенсациям.

С января по май 2023 года количество фотофиксаций данных о ДТП составило 48 тысяч – в два раза больше аналогичного периода 2022 года. Фотофиксации оформлялись при помощи приложений «ДТП.Европротокол», «Помощник ОСАГО» и «Госуслуги Авто». Фотофиксация ДТП, оформленная через любое из этих приложений, позволяет потерпевшему получить возмещение по ОСАГО в пределах 400 тысяч рублей.
Статистика, справочно

Электронное урегулирование убытков по ОСАГО с 15 июля этого года будет запущено в добровольном порядке: оформить всё можно будет на госуслугах и в мобильных приложениях некоторых, пожелавших присоединиться к нововведению компаний. Через полтора года, с 1 января 2025-го, такую возможность страховые компании должны будут предоставлять в обязательном порядке.

– На наш взгляд, это серьезное изменение, завершающее эволюция ОСАГО: начали с электронного полиса и сейчас переходим на полный цикл электронного урегулирования. С учетом подключения к процессу Госуслуг повысится защищенность потребителя, – отметил Евгений Уфимцев.

Кроме того, электронное урегулирование, по прогнозам, ускорит процесс и снизит количество обращений с жалобами в этой сфере.

«Короткие» полисы ОСАГО могут появиться уже этой осенью: тогда водители смогут оформлять «автогражданку» хоть на один день, хоть на пару недель – тогда, когда непосредственно пользуются машиной. Потребность в срочных полисах, по совам Уфимцева, есть у служб каршеринга, некоторых простых водителей и таксистов.

Индивидуализация тарифа. Сейчас стоимость заключения договора ОСАГО ограничена тарифным коридором, что не позволяет поставить высокий справедливый тариф для убыточных клиентов с одной стороны и не дает снизить цену для добросовестных автовладельцев с другой: по сути, одни доплачивают за других.

– Мы надеемся, что будет продолжена работа по индивидуализации тарифа, поскольку все изменения по расширению границ тарифного коридора никогда не приводили к изменению стоимости полиса ОСАГО – на цену, как правило, существенно влияет только стоимость запасных частей, – пояснил глава РСА.

Увеличение лимитов выплат по жизни с 500 тысяч до 2 млн рублей также ожидается в ближайшее время, после принятия соответствующих изменений в закон об ОСАГО. Это может произойти в 2024 году.

Информационная система РСА через год станет дочерней структурой Банка России, и контроль за данными, за заключением договоров будет осуществлять регулятор, что повысит надежность системы для потребителя. В перспективе это расширит возможности предоставления электронных сервисов автовладельцам.

Проверка наличия полиса ОСАГО по камерам будет запущена в этом году – вероятно, осенью. «Технически готовы, но есть нюансы», – отметил Уфимцев. Президент РСА пояснил, что процесс требуется отладить во избежание ситуаций с неправильно выписанными штрафами, например, не собственнику, а водителю. Всё это сейчас прорабатывает рабочая группа.

Татьяна Лисицына