Эксперты прогнозируют закрытие в Москве кафе и ресторанов, кинотеатров, клубов и музеев, а также фитнес-центров в ближайшие две недели из-за роста заболеваемости коронавирусной инфекцией. Об этом сообщили телеграм-канал «Незыгарь» и политолог Марат Баширов. Эксперты считают, что Москва стала ориентиром для многих регионов в применении антиковидных мер, поэтому новую волну ограничений нельзя исключать и в других городах страны. 73online.ru оценил возможные последствия второго локдауна для ульяновского бизнеса.

Согласно официальной статистике, вторая волна пандемии в России оказалась сильнее первой. Последние сутки установили рекорд - максимальный с начала года суточный прирост количества заболевших в 21 798 человек. Кривая заболеваемости идет вверх и в Ульяновской области: за прошедший день зарегистрировано 211 новых случаев, а коечный фонд в регионе заполнен более чем на 50%.

Как сообщили в Корпорации развития предпринимательства и промышленности Ульяновской области, пока в регионе не планируется вводить дополнительные ограничения на работу бизнеса. «На сегодняшний день в сложившейся ситуации роста заболеваемости важнейшая цель - это сохранение здоровья и жизни жителей региона. Но мы понимаем, что при этом не должны допустить негативных экономических последствий, которые может повлечь за собой закрытие бизнеса. Сейчас активно прорабатывается возможность системы QR-кодирования по аналогии с Москвой, чтобы помочь снижению заболеваемости и при этом не допустить секторального закрытия бизнеса», - отметил председатель совета директоров Корпорации Руслан Гайнетдинов.

Тем не менее в федеральном Роспотребнадзоре не исключают новых связанных с распространением коронавируса ограничений, если заболеваемость не пойдет на спад. По мнению экспертов, в этом случае бизнес ждут дополнительные трудности.

В Центре стратегических исследований Ульяновской области подсчитали, что пандемия и связанный с ней весенний локдаун больше всего сказались на малом и среднем бизнесе в сфере торговли и услуг, причем многие предприятия так и не смогли восстановить работу полностью (на диаграмме - сферы, в которых чаще всего закрывались предприятия в 2020 году).

Например, с конца марта и до конца августа для посетителей закрыли двери кафе, бары и рестораны. После начала полноценной работы отрасли в сентябре этого года средний чек в заведениях общепита региона снизился на 10 – 15%. «В октябре спрос так и не вернулся к докарантинному уровню, - констатирует руководитель Ассоциации рестораторов Ульяновской области Марина Никитина. – Жители не стали чаще ходить в кафе и рестораны. Прежде всего это связано с тем, что люди боятся распространения инфекции. Сказывается и падение покупательской способности населения: с начала года доходы мало у кого выросли. К тому же сохраняются и ограничения по времени работы ресторанов и клубов, что тоже снижает выручку».

Рестораторы и представители event-индустрии, которые фактически не возобновили работу из-за продолжающих действовать ограничений на проведение массовых мероприятий, тестируют новые бизнес-модели: доставку готовых блюд и фуршетов, производство полуфабрикатов для продажи в супермаркетах, организацию онлайн-мероприятий. «Конечно, участники отрасли ищут способы сохранить прибыль, ведь мы несем ответственность за своих сотрудников и не хотим потерять бизнес, - подчеркнула Марина Никитина. – Но пока новые бизнес-подходы не смогли полностью заменить традиционную полноценную работу общепита и event-индустрии. Например, этой весной доставка принесла ресторанам только 5% от привычного объема выручки. Нельзя забывать, что не все предприятия отрасли могут организовать свою доставку или предложить альтернативные форматы услуг. Очередной локдаун заставит многие компании просто уйти с рынка – именно это сейчас происходит в Москве».

Руководитель ульяновского регионального отделения «Опоры России» Николай Солодовников обращает внимание на то, что многие предприниматели брали «антикризисные» кредиты под 0% и 2% на выплату зарплат и другие неотложные нужды, из-за чего некоторые из них оказались в уязвимом положении. «Кредит под 2% можно не возвращать, только если компания выполнит главное условие господдержки – сохранит не менее 90% сотрудников до апреля 2021 года. Многие предприниматели столкнулись с тем, что работники сами захотели уволиться, встать на учет в службе занятости как безработные и получать пособия. Человеку нельзя запретить уволиться! А компания в этом случае должна вернуть кредит полностью. Кроме того, приближается срок погашения кредитов под 0% - одной из первых антикризисных мер поддержки. Бизнесу сейчас нужно работать, чтобы рассчитаться с этими обязательствами, либо государство должно списать выданные кредиты», - считает Николай Солодовников.

По данным проведенного Центром стратегических исследований Ульяновской области опроса предпринимателей, 22,4% региональных компаний думают о прекращении деятельности из-за экономических трудностей. Еще 12,5% уже закрылись, хотя организация еще не ликвидирована.

Эксперты Центра считают, что очередной локдаун и новые ограничения могут оказать очень негативное влияние на региональную экономику. «Сейчас как никогда важны новые меры поддержки бизнеса. Предпринимателям надо помогать консультациями, рассказывать им об успешных антикризисных моделях. В Ульяновской области уже принято решение о пролонгации поддержки предпринимательства, которая была принята во время пандемии, но стоит также рассмотреть и понижение процентных ставок по кредитам, и другие дополнительные меры», - уверен руководитель ЦСИ Олег Асмус.

ЦСИ предлагает перенять и непривычные для России мировые практики поддержки пострадавших отраслей. Например, в одном из городов США создали интернет-ресурс с информацией об оказавшихся в сложной ситуации заведениях общепита. Местным жителям предложили пользоваться услугами именно этих ресторанов и кафе, чтобы поддержать их в трудный момент.

Помимо возможных дополнительных ограничений, бизнес в сфере услуг столкнулся и с обострением конкуренции с недобросовестными участниками рынка, которые не выполняют установленных Роспотребнадзором требований. В частности, несмотря на установленный указом губернатора запрет на кальяны в заведениях общепита, к нему прислушались далеко не все ульяновские кальянные.

Екатерина Старцева