Пятьдесят шесть регионов России, включая Ульяновскую область, потеряли часть доходов из-за отмены в 2023 году действия института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) - принципа уплаты сборов в бюджет крупнейшими отечественными холдингами. Как отмена спецрежима отразилась на параметрах региональной казны, корреспонденту 73online.ru рассказали эксперты.
Для чего вводили?
Режим КГН ввели в России в 2012 году, чтобы родственные компании могли объединяться для уплаты налога на прибыль. Доходы и убытки всех организаций группы при его применении суммировались, а единый ответственный участник перечислял общий взнос в бюджет. Для реализации подобной схемы компании холдинга должны были показывать годовую выручку на уровне не менее 100 млрд рублей и чистые активы на сумму свыше 300 миллиардов.
Режим предполагал предотвращение несправедливого распределения налогов между субъектами РФ. Власти надеялись прекратить переток средств с территорий, где создается товар или услуга, в регионы регистрации штаб-квартир или применения пониженных налоговых ставок - 35% всех поступлений до введения КГН получали Москва и Санкт-Петербург.
Всего в программу вошли 16 холдингов: «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», X5 Group, «Транснефть», «Атомэнергопром», «Татнефть», «Новатэк», НЛМК (крупнейший производитель стали в России), «Евраз», «Норникель», «Северсталь», «Мегафон» и «Мечел».
Доктор экономических наук, член президиума экспертного совета «РАПИР» Максим Светуньков говорит, что нормативная база, которая затрагивает сферу экономики России, насчитывает порядка 200 тысяч актов на федеральном уровне и примерно 10000 - на региональном, в зависимости от субъекта федерации. При этом, она постоянно меняется, а потому и не исполняется в полной мере из-за появления противоречий. Неопределенность толкает бизнес работать по своим правилам. Поэтому и создаются различные группы компаний. Плюс, есть желание оптимизировать налогообложение, чтобы попасть под какие-либо льготные критерии.
Споры властей
Предложенный механизм, как выяснилось, оказался не совсем эффективным. Федеральный бюджет и некоторые регионы потеряли в доходах, на что неоднократно указывала Счетная палата РФ.
- Введение режима КГН - это попытка как-то проще рассчитывать налоги, но объективно правильно высчитать налогооблагаемую базу невозможно. Решением этой проблемы должно быть упрощение законодательства. Власти пошли по другому пути - контролировать самого крупного участника. Однако никто же не хочет платить государству больше, чем хотелось бы. Начался процесс, когда головная структура стала показывать большие убытки и расходы, а вся прибыль оседала в мелких компаниях. Государство это осознало, - делает вывод Светуньков.
С 2013 по 2022 годы часть регионов соревновались в борьбе за дополнительные платежи от КГН, в то время как другие их теряли. Руководитель департамента налогового и юридического консультирования Kept Михаил Орлов в комментарии «Ведомостям» отметил, что вторая группа, по всей видимости, не хотела делиться с первой, в которой находились менее прибыльные участники КГН, а потому и выступила за отмену спецрежима. В итоге, их услышали.
Прогноз на снижение
В оперативном докладе Счетной палаты РФ о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов федерации за девять месяцев 2023 года говорится, что для 56 регионов России отмена режима КГН привела к снижению поступлений налога на прибыль в размере 281,2 млрд руб. Больше всего пострадал Санкт-Петербург. 27 субъектов, напротив, вышли в плюс. На доходы остальных это никак не повлияло.
В 2022 году фактическое поступление в консолидированный бюджет Ульяновской области налога на прибыль от организаций КГН составило 744,9 млн рублей, сообщил 73online.ru заместитель министра финансов Андрей Зонтов, пояснивший, что для адаптации регионов в связи с отменой КГН в 2023 году предусмотрен временный компенсирующий централизованный механизм распределения налога на прибыль с учетом фактических поступлений в прошлые годы, предложенный Минфином. Это «смягчит удар» от ликвидации режима.
Несмотря на то, что бюджет Ульяновской области в прошлом году получил рекордные поступления от налога на прибыль - 18.5 млрд рублей с ростом на 46%, доходы казны от бывших участников КГН за 11 месяцев сократились на 224,1 млн рублей или 30,7% (до 505,9 млн). По прогнозу региональных властей, в 2024 году они окажутся еще меньше - на уровне 344,1 млн рублей.
Впрочем, по мнению министра финансов Ульяновской области Натальи Брюхановой, отмена КГН на региональных доходах особо не отразилась - можно считать недополученные деньги относительно незначительной суммой. К тому же, сокращение поступлений от бывших участников КГН связано с рядом объективных факторов, а делать окончательные выводы пока рано, поскольку крупнейшие налогоплательщики еще не сдали финотчетность. Министр добавила, что сокращения поступлений может и не быть. Возможно даже сохранение уровня предыдущих лет.
Ту же позицию приняли аудиторы Счетной палаты России, разъяснившие «Ведомостям», что налог на прибыль организаций достаточно волатилен и зависит от множества внешних факторов, а прекращение действия КГН лишь частично повлияло на снижение поступлений в бюджеты 56 регионов, фиксирующих убытки. Тем более, с учетом высокой базы поступлений в 2022 году и ситуации на внешнем рынке энергоресурсов (снижение цены на нефть и нефтепродукты).
По мнению доктора Светунькова, на уменьшение поступлений от предприятий, применявших ныне упраздненный спецрежим, повлияла сложная экономическая ситуация - работать стало тяжелее, растет инфляция, снизилась доходность и рентабельность. При этом, он все же считает недополученную сумму достаточно весомой, но согласен, что для регионального бюджета сокращение дохода от отмены КГН кардинально ничего не меняет, поскольку ульяновская казна и без того проблемна и без помощи федерального центра ничего не изменится.
Фото: freepik.com, Министерство финансов Ульяновской области.