С 1 сентября 2023 года в России в силу вступает закон о такси, который в теории призван усилить контроль и навести порядок в сфере пассажирских перевозок в стране. Однако участники рынка считают, что регионы еще не готовы к изменениям, а выиграют от них только крупные агрегаторы типа «Яндекса».

Что произошло

ФЗ №580, который называют законом о такси, принят в прошлом году и вступает в силу 1 сентября. Однако общероссийское объединение пассажиров на днях обратилось к Совфеду с просьбой отложить изменения на год, сообщает РБК.

Согласно закону, в каждом регионе должны быть созданы три реестра: перевозчиков, легковых такси и служб заказа. Сведения из этих реестров должны сходиться в единую государственную информационную систему, оператором которой станет минтранс РФ. Службы заказа такси должны будут предоставить доступ к базам данных о заказах ФСБ.

Перевозчиков обяжут проводить регулярное техобслуживание машин, регистрироваться в России и открывать филиал в регионе. Кроме того, официально ужесточаются требования к водителям: обязателен трудовой договор с перевозчиком, при непогашенной судимости и минимум трех неоплаченных штрафах работать в такси нельзя. Регионам дополнительно дают возможность диктовать требования к цвету и экологическому классу машин такси.

В чем сложности

На создание реестров в регионах нет ни средств, ни технических возможностей. Не включенным в реестры водителям по закону агрегаторы не смогут и не будут передавать заказы. Это может привести к дефициту такси и сопутствующему росту цен на услуги. Возможен сценарий, при котором все водители перейдут к крупному агрегатору, а значит, местные компании вынужденно закроются.

Озвучивается предположение, что принятие закона было пролоббировано крупными агрегаторами: они имеют технические возможности на его исполнение в отличие от региональных компаний и продолжат работать. А проблемы у более мелких конкурентов будут только на руку.

Что в Ульяновске

В Ульяновской области действуют три агрегатора такси: «Яндекс», «Таксовичкофф» и «Максим». Трафик двух последних в сравнении с «Яндексом» оценивается на порядок ниже.

По словам гендиректора НКО «Ульяновская областная Ассоциация транспортных организаций» (УОАТО) Владислава Сонина, ситуация с такси в Ульяновске остается острой. Из-за дорогих страховок многие водители отказывались от официальных разрешений на перевозки. Пройти медосмотр таксисты могут только в паре-тройке мест. Если дело поставят на поток, город с ним не справится. Выдача путевых листов рискует превратиться в фикцию.

Михаил Фролов– Большинство такси в Ульяновске сегодня работают нелегально, без регистрации в качестве такси – при цене страховки примерно в 70 тысяч рублей на машину это просто нерентабельно, – объясняет директор Ассоциации операторов такси и диспетчерских служб Михаил Фролов.

Также участники регионального рынка считают, что «Яндекс» не ведет качественный контроль за таксистами в Ульяновске. Агрегатор регистрирует водителей как самозанятых, но не следит за прохождением ТО и медосмотра. По словам экспертов, «Яндекс» реагирует на жалобы пассажиров, однако в большинстве случаев водителя попросту навсегда снимают с линии.

Как это касается ульяновцев

– «Яндекс» поглотил город и диктует свои условия. Водители, которые сейчас работают в парках, с сентября уйдут в «Яндекс» напрямую. Но загвоздка в том, что пассажиров будут продолжать возить всё те же «бомбилы». Если принятие поправок отложат, это может выиграть время – но только если будут вырабатываться какие-то решения, – комментирует Владислав Сонин.

В администрации, наделенной полномочиями контролировать сферу такси, тоже пока нет понимания, как этот контроль будет выглядеть, уверен Сонин. Михаил Фролов также указывает на недостаточность законодательной базы и привлеченных к вопросу людей в правительственном аппарате для того, чтобы закон начал действительно работать. Поэтому считает, что после 1 сентября мало что изменится: водители продолжат работать нелегально, а агрегаторы продолжат передавать им заказы.

Действенным инструментом сегодня остается мониторинг со стороны пассажиров: полный реестр разрешений на перевозку опубликован на сайте минтранса в большой сводной таблице. Проверить водителя, который вас везет, просто: достаточно найти номер его автомобиля в этой таблице.

Татьяна Лисицына

Фото: ru.freepik.com